Навстречу к себе
russkiy_malchik — 30.05.2012
Если после текста "России 1000
лет" я попал под раздачу со стороны неоязычников (что, конечно,
не беда), то теперь рискую куда больше - быть раскритикованным
воцерковлёнными православными, верующими. А критика таких людей для
меня гораздо чувствительнее, поскольку по-хорошему завидую им -
тем, у кого в душе живёт искренняя и чистая связь с Богом. Можно
даже сказать - стремлюсь к ним. И тем не менее я считаю, что
лучше попасть под критику небезразличных тебе групп людей, чем
отступить от правды, сказать не то, что видишь на самом деле. Лучше
не для себя даже, а для дела.
Итак, я совершенно убеждён, что любое иное основание для
возрождения и развития России, кроме традиционных ценностей,
преимущественно сформированных на огромной и мощнейшей культуре
православной Руси, невозможно. Более того, конечной целью этого
развития, безусловно, должно быть возвращение к слову Божию,
когда вся страна дружно как единый организм выдохнет "Бог
жив!" (вопреки словам Ницше "Бог умер!") и обретёт своё земное
- не небесное - счастье.
Однако почти столь же бессмысленно и неправильно, как
разного рода язычники, поступают те из православных, кто тешит себя
иллюзорными убеждениями о состоявшемся возрождении православия и
упорно не хочет видеть реальную картинку своего народа. Стоит ли
повторять известную истину о том, что с ростом количества церквей и
приходов не обязательно происходит рост числа истинно верующих,
тех, кто впустил к себе Бога? Стоит ли убеждать кого-то в том, что
если за эти двадцать лет и была доминирующая идеология и расцвет
чего-то в России, так это поклонение золотому тельцу и
потреблядство? Стоит ли лезть в статистику, чтобы признать, что
атеизм (пусть не агрессивный, не марксистский) по-прежнему является
убеждением абсолютного большинства граждан России? Или будем
по-прежнему жить в иллюзиях, потому что так легче? Да-да, конечно,
в современной жизни России случаются поистине грандиозные
проявления православной души русского народа, как в случае с
"поясом Богородицы". Да, толпы мирских людей с куличиками в церквях
на Пасху - это прекрасно, пусть даже они идут туда машинально и
даже не открывая Библию. Но это всё не опровергает картину
современности, а только её дополняет.
Об этой же картине пишут и авторы "Национальной идеи
России":
"В
современном российском обществе тиражируются утверждения о всплеске
религиозности после распада Советского Союза, культивируется миф о
состоявшемся религиозном возрождении россиян. Но это не вполне так.
Согласно социологическим опросам, более 70% россиян считают себя
приверженцами какой-либо религии. Однако что представляют собой
современные российские «верующие»? Анализ социологических опросов
на тему отправления религиозных обрядов позволяет утверждать, что
подавляющее большинство номинированных верующих в России в
действительности имеют к религии весьма отдаленное
отношение.
Лишь 8% населения хотя бы раз в месяц исполняют
религиозные обряды; таким образом, 70% самоидентифицировавшихся
верующих оказываются религиозными относительно.
Чаще
всего под верой ими понимается собственное индивидуальное
квазирелигиозное мировоззрение, не соответствующее ни одной из
конфессиональных практик. Отсутствие значимости ценности религии
среди реальных ценностей-мотиваторов современного российского
общества подтверждается при межстрановом сравнении долей населения,
отправляющего религиозный обряд не реже одного раза в
месяц".
Сразу оговорюсь, что авторы делают это замечание с огромным
сожалением и перед тем, как сделать такое заявление, довольно
подробно объясняют важность православия в становлении России,
рассказывают, в чём его принципиальное отличие от католицизма и как
оно повлияло на русское самосознание. Однако при этом авторы,
как и я, находят в себе силы признать, что "положение Церкви в
этом отношении гораздо хуже, чем было при советской власти. За
внешней массовостью и официальным респектом православие, как
традиционная религия России, оказалось едва ли не
уничтоженным". И что "проблема с религиозностью народа в
России стоит очень серьезно". Отсюда, между прочим, и рост
числа всякого рода сект и язычников. Пустое поле обязательно чем-то
заполняется. И не только атеизмом.
Понимаете? 8 процентов! Ну пусть 10%, ну пусть 15, хотя вряд ли.
Тех, кто сознательно считает себя верующим. Кто не просто крестится
от случая к случаю и вспоминает Бога только в трудностях, но кто
живёт с Богом. Допустим даже, что каждый из этих 8 процентов сказал
правду.
Ортодоксальные сторонники православия говорят о том, что
возрождение России возможно только через приход в Церковь и
покаяние в богоотступничестве и пр. Сразу возникает предсказуемый
вопрос: хорошо, допустим, ещё 10% населения придут в Церковь после
жёсткой пропаганды православия, но что делать с остальными 80%?
Насильно загонять их в Церковь? Приставлять к каждой семье своего
проповедника? Читать по каждому ТВ-каналу Библию? Требовать от всех
школьников знания "Нового завета", а студентов - катехизиса? Но
попытка оцерковления большинства русских людей, как это ни
прискорбно, только озлобит людей, только разъединит страну и
ввергнет её в хаос. Не говоря уже о возможных религиозных войнах.
Это тот случай, когда благие намерения, реализуемые не
поступательно, а сразу, неизбежно приведут к противоположному
результату. Впрочем, речь не идёт о том, чтобы вообще забыть о
необходимости православного просвещения людей. Как раз-таки это
крайне необходимо. Однако подобный путь постепенного возвращения к
истокам даст первые робкие плоды спустя много лет. А объединяться и
возрождать страну нужно сейчас.
Надо взглянуть честно на самих себя и сказать о том, что
современный русский мир состоит в большинстве своём из людей, давно
потерявших Бога, с расколотым сознанием и мирозданием, но при всём
при этом продолжающих жить, мыслить и по возможности поступать
согласно традиционным народным ценностям. Ценностям, которые
сидят где-то глубоко в культурном коде каждого человека и так или
иначе объединяют его с соотечественниками в единое целое.
Ценностям, которые, безусловно, сформированы благодаря православию
(а также для некоторых - исламу). Это то самое большинство,
которое, возможно, само того не осознавая, тем не менее содержит в
себе Россию и несёт в себе прямую связь с историей России. Не
биологическую связь, конечно же, а духовную. Это "православные
атеисты" или "гражданские православные". Назовите их как
угодно.
По сравнению с этим большинством 8% религиозных православных и,
скажем, 2-3% разного рода язычников и прочих ваххабитов
(перечисляю, нисколько не приравнивая) - это, конечно же, мизер.
Настолько незначительная величина, которая просто физически не
сможет навязать всему русскому народу свой путь развития. Это факт.
И с фактом этим надо считаться.
Проблема Русской Православной Церкви во времена Патриарха Алексия
Второго заключалась в том, что она не хотела признать этого факта и
довольствовалась заявлениями о возрождении православия, которые
были основаны только на восстановлении церквей и внешних факторах
развития религиозных институтов. Отсюда проистекала и стратегия
развития Церкви, которая при Алексие сосредоточилась только на
самой себе и ушла подальше от мирского (по сути, от народа): мол, у
нас итак возрождение, чего нам ещё рыпаться? Это была, на мой
взгляд, может, и необходимая поначалу, но в скором времени
недостаточная стратегия. Её необходимо было менять
И, судя по заявлением Патриарха Кирилла, Церковь как раз это и
начинает делать. Кирилл пытается выстроить диалог как раз с тем
самым большинством - по сути, с русским народом. Он всё меньше
использует чисто церковные термины и образы и всё больше говорит на
языке традиционных ценностей. Обратите внимание, в его речах
гораздо чаще стали появляться слова "ценности", "нравственность",
"традиции". Он всё меньше апеллирует к воцерковлённым
людям (тем, кто "в теме") и всё больше говорит на гражданском
языке. Патриарх выбрал единственно верный путь и ему за это Россия
ещё скажет спасибо.
Однако и этих усилий недостаточно. Как бы Церковь ни обмирялась в
хорошем смысле этого слова и не пыталась стать своей для
православно-атеистического большинства, всё же она не может перейти
грань дозволенного и стать чересчур мирской. Это не в её силах.
Православие никогда не станет католичеством и тем более
протестантизмом. Для полноценного наведения мостов необходимо
взаимное встречное движение народа - однако, опять же,
поступательное, не нахрапистое.
И движение это может выражаться не только в постепенном изучении
православия, но и - прежде всего - в попытке построения
"гражданского православия", нравственного государства. Всем нам
необходимо прийти к единственно возможной формулировке наших
духовных ценностей, основанных на традиционных религиях России.
Необходимо громогласно заявить о том, что нестяжательство,
солидарность, духовность, справедливость, нравственность,
соборность, патриотичность, трудолюбие, совесть и др. - это не
пустые слова, а наши святые ценности. Те самые, согласно которым мы
хотим жить. Те самые, без которых нам не выжить и не возродиться. И
как только мы произнесём это, как только мы установим их в качестве
правил, регулирующих нашу повседневную жизнь, мы тут же совершим
несколько шажков навстречу друг другу. Навстречу обретению
традиционного цельного сознания. Навстречу к себе.