Навстречу американским выборАм
a-nikolov — 14.10.2024
Опять впадаю в грех, да ещё и двойной — одновременно самоцитирования и самоуничижения (которое церковь считает проявлением гордыни). Прочитав свой пост 9-летней давности, пришёл к грустному выводу, что с тех пор стал писать хуже. Что создаёт соблазн воспроизводить старые тексты, когда они выглядят актуальными.
Тот, что приведён ниже — отрывок из поста, который был написан в связи с присуждением Нобелевки Светлане Алексиевич. Многое с тех пор поменялось — возник феномен Трампа в роли политика, про «чайную партию» все позабыли, набрало огромную силу движение BLM и ещё немало другого. Но основная мысль кажется мне по-прежнему здравой. Вполне возможно, что ошибаюсь.
Алексиевич со своей постоянной, демонстративной, порой доходящей
до некоторой глупости оппозицией действующей власти (не столько
даже белорусской, сколько российской - ибо она представляет,
конечно, именно русскую культурную традицию, поэтому ей Россия в
этом смысле более важна, чем Белоруссия) прекрасно укладывается в
очень стандартную модель поведения интеллектуала. Именно так
традиционно и ведут себя многие люди, принадлежащие к
интеллектуальной среде - и отнюдь не только русская интеллигенция,
как принято думать.
Возьмите хоть левых интеллектуалов Франции. Сартр, Деррида, Бадью -
при всех серьезных различиях и разнице в поколениях их объединяет
неизменная фронда по отношению к собственному правительству, причем
практически любому - неважно, вишистскому, голлистскому, а хоть бы
и родному социалистическому. Мне даже кажется, грешным делом, что
реальные взгляды этих людей не очень и важны. Просто принято в
определенном кругу выглядеть человеком с всегда критическим
отношением к "ним". Вопрос о том, кто такие "они", что именно "они"
делают и почему это всегда плохо, становится уже не важен и даже
неприличен.
Ну, и Россия в этом смысле уж точно не исключение. Поэтому при
взгляде со стороны самые разные литераторы, весьма различающиеся
даже по реальным взглядам - я уж не говорю о качестве собственно их
литературного продукта - могут показаться принадлежащими к одному
племени. Хотя на самом деле между, например, Улицкой, Быковым,
Чхартишвили, Пелевиным, Сорокиным, Шишкиным, Алексиевич различия не
то что велики, а прямо-таки огромны.
Но вот что интересно: США в этом смысле выделяются среди прочих. У
нас как-то стало в последнее время принято, в том числе среди
неглупых людей (так мне кажется, во всяком случае) пренебрежительно
относиться к американским достижениям в самых разных областях,
включая гуманитарные. И напрасно. Во всяком случае, то мастерство,
с каким они "построили" свою интеллигенцию, заслуживает как минимум
серьезного признания их искусности в области пиара и
манипулирования.
Американским либералам виртуозно подменили предмет неприязни, и
вместо вообще правительства, как во всех прочих странах, они уже
давно стандартно не любят конкретную партию — республиканскую.
Когда же к власти приходят демократы, а обещанное счастье всё не
наступает, предметом обличения становятся, в лучших традициях
социалистического строя, какие-нибудь вредители, не дающие
демократам проводить правильную политику. Например, республиканцы в
конгрессе. В крайнем случае - предатели, замаскировавшиеся враги
народа и подкулачники, представляющие консервативное крыло в самой
демократической партии.
Там, где современный немецкий интеллектуал (Фредди Грюнерт,
например) будет рассуждать о подавлении любым истеблишментом
либерального дискурса, типичный современный представитель
американской творческой элиты будет обличать или республиканцев как
класс, или их особенно зловредную часть — например, "чайную
партию". Но на святое - Америку - руки не поднимет.
То же самое и в кинематографе. На весь Голливуд, кажется, остался
один заметный человек, произносящий про свою страну критические
слова - Оливер Стоун. Все остальные свято блюдут тот завет, что был
заключен их отцами и дедами еще с Гувером: не покушаться на основы.
Вы показываете в кино страну великих идеалов и замечательную
полицию, где редкие отдельные мерзавцы представляют печальное
исключение и всегда в финале получают по заслугам — а мы за это не
интересуемся, насколько легально заработаны те деньги, на которые
вы снимаете ваши фильмы. И ведь работает же!
|
|
</> |
Какие бывают подшипники: обзор шариковых, роликовых и игольчатых моделей
Новасти
Лабас Александр Аркадьевич (1900 - 1983)
Тула. Пешком. Первый день
Старые грабли на новый лад
Рекордная сделка по продаже гелия-3 с поверхности Луны
Колымская дорога. До реконструкции.
Киев 1980-х на снимках Александра Ранчукова
Не Дракулой единым...

