Наука сегодня и 20 лет назад. Впечатления от посещения МИФИ спустя годы
griphon — 25.05.2023 Сходил тут в свою "альма-матер". Учебное заведение, с которым было так или иначе, связано 12 лет моей жизни, в котором я, по сути, сформировался, как полноценный взрослый человек. Здесь я в разные годы учился, работал, писал диссертацию, был школьником, студентом, аспирантом, старшим преподавателем. НИЯУ МИФИ, он же Московский инженерно-физический институт, национальный исследовательский ядерный университет.На свои юбилеи МИФИ проводит традиционные встречи выпускников. Я никогда раньше на них не ходил - вообще формат таких встреч мне не особо интересен, и я не видел для себя смысла специально собираться со своими бывшими сокурсниками или одноклассниками. Но тут стало интересно посмотреть, чего там вообще в родном ВУЗе происходит, тем более, что я сейчас тоже напрямую связан с ВУЗом, но уже другим. Тем более, обещали экскурсии по разным лабораториям и НЕВОДу.
Скажу, что за 20 с лишним лет, университет изменился очень заметно. Отремонтированные аудитории с проекторами, библиотеки, модные читальные залы и коворкинги - как же это контрастирует с тем, что тогда окружало нас. Вместо нашего факультета "Т" (экспериментальной и теоретической физики) теперь институт ЛаПлаз (от слова "Лазеры" и "Плазма"), постоянно открываются новые лаборатории, собираются современные установки. Сейчас здесь исследуют сверхпроводимость и разрабатывают новый поезд на магнитной подушке, собрали установки токамак для генерации плазмы, проектируют материалы для хранения твэлов на ядерных реакторах и собирают плазменные двигатели для маленьких спутников. Комплекс "Невод", существовавший ещё и в нашу эпоху, где в огромном бассейне регистрируют космические частицы, обрастает новыми современными детекторами, сейчас планируется его капитальная модернизация.
Но главное ощущение даже в другом.. а в людях. Я хорошо помню то ощущение, когда мы приходили ещё абитуриентами в стены университета. Когда писали приёмные олимпиады, сидя в куртках, потому что с отоплением тогда было не очень. Когда подавляющее большинство студентов уже с первого дня первого курса прекрасно понимало, что никакой наукой они заниматься не будут. Что деньги - в айти, в бизнесе, а тут - ну так, мозги потренировать. И что есть смысл заниматься всеми этими элементарными частицами, только если ты - фрик, который фанатеет от науки, и тебя не пугает полунищенское существование. Конечно, все знали про то, что где-то за границей есть всякие научные центры, Церны и им подобные.. Но мало кто видел реальным для себя путь попадания туда - перспектива прозябания годами в родных лабах была куда очевиднее.
Юные ребята прекрасно всё понимают, или если не понимают, то ощущают нутром. Писал, кстати, про это, в отношении транспортных предприятий, ну тут - точно так же. Когда то, что называется фундаментальной наукой, представляют престарелые "преподы", многие из которых ещё и несколько неряшливо одеты, когда занятия проходят в старых пыльных аудиториях, а лабы - среди осциллографов и амперметров советского времени, ещё и по советским лекалам (заполните всё по ГОСТу, опишите свойства приборов и т.д.), сложно ожидать, что многие захотят связывать с ней жизнь. Особенно когда за воротами ВУЗа успешные хорошо одетые господа на солидных тачках также зовут тебя в свои фирмы, заниматься чем-то другим. Конечно, тогдашние руководители ВУЗов не виноваты в этом - ну вот такая была эпоха.
И я это наблюдал постоянно. Когда достигшие успеха в том же бизнесе и айти одногруппники уже на старших курсах возмущались, что преподы, зарабатывающие в несколько раз меньше них, требуют какие-то формулы от них знать. Когда я пошёл работать преподавателем на ставку, кажется, 13 с чем-то тысяч, не знал, насколько вообще не позорно об этом кому-то из друзей рассказывать (впрочем, справедливости ради, в те годы, в образовательные учреждения таки стали вкладываться деньги и ситуация начала меняться).
А, ведь, если вдуматься, эти самые преподаватели нам на своих лекциях рассказывали интереснейшие вещи! Про уникальные элементарные частицы, про электронику, про квантовую механику. Чудеса строения природы и достижения науки, про которые сейчас полным полно познавательных роликов на ютубе, набирающие сотни тысяч просмотров. Но мы это не ценили, полагая всё это нафиг ненужной заумной хренью, которая ну каким образом может в жизни пригодиться?
Другой вопрос, что и рассказывали они это часто, к сожалению, не самым интересным образом, по советским же методикам, т.е. просто в виде каких-то сложных формул. Хорошо, например, помню, как на лекцию по физике плазмы к нам пришёл заменять преподавателя некто Борис Трубников, который рассказывал всё это так занудно, что половина группы, включая меня, ушла в парк пить пиво. Когда я рассказал про этот случай папе, закончившему когда-то эту кафедру, он прифигел просто от нас: Трубников - это же живая легенда, основоположник физики плазмы.. А мы..
И сейчас уже совсем всё тут не так! Студенты, например, уже с первого курса учатся заниматься проектной деятельностью. Собирают роботов, программируют на ардуино, изучают реальные исследовательские установки, получают плазму.. Как-то учебный процесс выглядит намного увлекательнее, чем то, как это было тогда у нас.
Да и сами лаборатории: сейчас в них полно молодых ребят 25-35 лет, причём ребят увлечённых, с горящими глазами. Они вам с энтузиазмом расскажут про свои проекты, научные планы, про то, как они собирают эти установки, чтобы находить частицы, запускать спутники и т.д. Тогда же эти лаборатории выглядели куда печальнее: старые приборы с древними датчиками и пыльными мониторами, а основными обитателями были депрессивного вида научные сотрудники в потёртых свитерах за 40-50 лет.
Ходил я на это, смотрел и думал, с одной стороны, с грустью о нашем поколении, в некотором смысле, потерянном. Сколько бы, например, могло из моего выпуска пойти развивать науку, если бы тогда у нас было столько возможностей? С другой стороны, можно порадоваться за наших последователей, у которых сейчас в разы больше шансов реализоваться в той сфере, которая им интересна.
Что-то за все эти годы изменилось, и снова наука стала востребована, причём востребована сильно. Причём, мы даже не заметили, как это случилось: каждый год оно менялось по чуть-чуть, по чуть-чуть. То, сколько уделяется внимания подготовке юных кадров, я сейчас вижу и, например, по МИИТу, где регулярно по рабочим и учебным надобностям бываю.
Конечно, и сейчас хватает проблем, и сейчас далеко наверняка всё от идеала даже в МИФИ (а уж в других менее известных и удостоенных вниманием властями ВУЗах наверное и ещё меньше изменений). Но так или иначе, контраст с нулевыми есть и весьма заметный, и глупо бы было его отрицать.
Ну а родной ВУЗ с прошедшим 80-летием!
|
</> |