Наука рассуждать

Однако самое для меня удивительное – что среди комментаторов масса тех, кто воспринимает всю эту унтер-пришибеевщину вполне сочувственно! Большинство если и недовольно, то лишь в силу собственного настороженного отношения к самому автору идеи; они опасаются, что Путин напишет им «неправильный» учебник, с какой-нибудь, не дай бог, «мультинационалией» (новый термин отечественных нациков, прочел как раз у Волкова в комментах). В то же время сама идея «единственно верного» учебника никакого протеста не вызывает.
Видимо, с отечественным обывателем никак иначе быть и не может; слишком уж сильно, на уровне «БИОСа», забита в него вера в возможность «одного правильного толкования». Чтоб уж заучить – и навсегда! И с плеч долой! Увы, но это, как я уже раньше говорил, и есть суть «лучшего в мире советского образования».
Хотя если вдуматься – это ведь какая тоска! 1/6 часть суши, 140 миллионов человек, и все знают не просто ОДНО И ТО ЖЕ, но еще и в ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ВЫРАЖЕНИЯХ! Какой-то мир зомби. Двигаешься не торопясь от Калининграда к Владивостоку – и все, как один человек, и стар и млад, девушки и юноши, бабы и старики – все долдонят, как под инъекцией «сыворотки правды»: «в 1812 году Наполеон вторгся в Россию… поднялась дубина народной войны… декабристы разбудили Герцена…» Бррр!
По мне, так намного интереснее жить в стране, где у каждого по поводу истории – свое мнение. Кто-то считает, что Бородино выиграли русские, кто-то – что французы; кто-то считает освобождение крестьян в 1861 году благом, кто-то ошибкой, а кто-то уверен, что никакого освобождения не было, так как крестьяне и так были свободнее всех. Кто-то думает, что в Российской Империи булки росли на деревьях, а кто-то уверен, что РИ была тюрьмой народов. Само по себе мнение может быть любым, важно лишь, чтобы человек был готов его ОБОСНОВАТЬ.
Вообще, за баталиями о том, как должен выглядеть «единственно верный учебник» люди теряют основную задачу школы. На мой взгляд, она состоит вовсе не в том, чтобы преподать ученикам знание каких-то фактов или даже методов доказывания прописных истин; главное – чтобы школа научила РАССУЖДАТЬ. То есть – из суммы известных фактов получать новый, собственный, СВОЙ вывод.
Тотальная беда наших школьников – как раз неумение рассуждать. Причем, что уж совсем печально – великозрастные «школьники» не просто не умеют, но порой даже не знают, как это и зачем оно вообще нужно. Отсюда и анекдоты про прапорщиков: «А что тут думать? Трясти надо!!»
Сейчас, в век интернета, учебники в школах, на мой взгляд, вообще не нужны. Учитель задает тему, допустим, те же самые «реформы Петра», сам рассказывает по ней, что знает, а потом просит учеников собрать в интернете сведений об эпохе. И на уроке обсудить, с опорой на факты – надо было эти реформы делать или нет. Или делать, но не так.
История, как и литература – это ведь не наука. Это способ посмотреть, к чему приводили разные варианты решения наших сегодняшних проблем.
UPD. Однако я думаю, что такая реформа школы будет абсолютно невозможна до тех пор, пока в России не будет произведена реформа... суда. Да! Потому что где, в принципе, народ может наглядно и убедительно ознакомиться с пользой РАССУЖДЕНИЙ, а также проследить, как СТАЛКИВАЮТСЯ разные точки зрения на одно и то же события? Такое место в нормальном государстве - суд, состязательный процесс. Если перед глазами у публики постоянно идут захватывающие судебные процессы с НЕПРЕДСКАЗУЕМЫМ исходом - тогда люди сами захотят, чтобы и в школе их и их детей учили чем-то подобному.
Если же суда как такового нет, и о любом судебном процессе все заранее точно знают, чем он кончится и каков будет приговор - тогда и стимула к МНОГООБРАЗИЮ и РАССУЖДЕНИЮ в обществе никогда не появится. Будут лишь множиться унылые идиоты, требующие "дайте нам единое и неколебимое мнение о смысле Анны Карениной". Да один у всего смысл, друзья: "сиди и не высовывайся".
|
</> |