Научно-исторический миф о колонне Александру I. Тайны каменоломни. Монферран о
eto_fake — 25.08.2024 В рунете и, видимо, не только считается, что это фото 1909 года из Пютерлахти. Не с самой каменоломни, конечно, а с бережка примерно в 160 метрах южнее, там, где прославленный Монферран грузил на своем прославленном причале прославленную колонну. С помощью 250 нижних чинов и еще 50 чинов из рабочей роты, которые прибежали из Фридригсгама спасать колонну, когда она чуть не утонула.Что звучит смешно.
Какой-то смешной маломерный щлюп для смешного груза, дощатые сходни, еще и острова близ берега, каких нет на картах... Фотография абсурдна как с точки зрения мифа о колонне - здесь же место для грандиозной пристани Монферрана на каркасах из вбитых свай и балок, заполненных гранитом, для приема крупнейшего в Российской Империи грузового корабля; так и с точки зрения реальной обстановки у Берега Монферрана, где нет глубин даже и для шлюпа.
В самом деле: а где причал? Там же одного лома, заполнявшего каркасы-клети из балок и
вбитых свай должны остаться груды высотой четыре роста человека...
Есть еще десять фотографий 1909 года из Пютерлахти.
Помимо чрезвычайных странностей фото на причале, есть многие несоответствия Пютерлахти и на других фото. Сразу отбрасываем все безлесые ландшафты. Полуостров с каменоломней Пютерлахти, напомню или сообщу, покрыт сплошным, разновозрастным естественным лесом и соответственно, почвой, на которой этот лет растет. Лес и почва для него не появляются ни за век, ни за два, для этого нужно кратно больше времени.
По этой причине отбрасываем все виды с большими прогалами без леса, заваленные камнями, т.е. и без грунта тоже, и с лесом на дальних планах. Весь полуостров - 900 метров в длину, там для таких прогалов места нет.
Большие перепады высот также говорят, что это каменоломня какая угодно, только не Пютерлахти. Каменоломня Пютерлахти, ныне памятник истории, снова напомню, стоит на заросшем лесом холме высотой 10-11 метров, который тянется посередине полуострова и полого сходит на нет в сторону берегов. Для перепадов там опять же места нет.
Все загадки объясняются, если мы зайдем на финский сайт, где появились эти фотографии, и внимательно их посмотрим. Это крупнейший финский ресурс, посвященный истории гранитного дела.
Фотографии действительно объединены в раздел
Paikka Virolahti, Pyterlahti, Kymenlaakso, Suomi и ищутся по клику на Pyterlahti
Но при этом в описании каждой фотографии стоит указание на Pyterlahden, т.е. совсем другого местечка. Как это понимать? Единственным образом: админ ресурса (а больше некому) присвоил локацию Pyterlahti нескольким фотографиям из места с похожим названием. Явно по просьбе и явно не одобряя эту просьбу, виртуально переместил место съемок в прославленную каменоломню. Но сделал это недобросовестно и халатно, не отредактировав описание фотографий. Мало тогго, оставил графическую локацию реальных съемок на двух из фотографий.
Одна, с причалом с дощатыми сходнями и шлюпом, это местечко близ деревни Santaniemi, откуда еще знаменитый литератор Свиньин возил на лодочках коронованных особ, влиятельных персон мира и просто страждущих лицезреть всемирно известную каменоломню
Вторая - местечко Pyterlahden, реально существовавшая каменоломня, работавшая и в 1909 году. Также историческое место,но не всемирно знаменитое. а местного масштаба.
Обе локации вместе.
Найдем здесь и острова, виднеющиеся за шлюпом, которых нет близ берега Монферрана, и следы крохотного причала с молом. В отличие от эпического сооружения Монферрана, этот маленький причалец реален, поэтому оставляет следы.
Глубина здесь вполне подходит для маломерных шлюпом, ээтот берег, в отличие от берега Монферрана, им доступен. Ближайшие к берегу отметки 0,9 м, 1,8 м.
Каменоломня Pyterlahti со времен Монферрана находится здесь, напомню.
Как понимать эту глупую выходку финского ресурса?
Так же, как выкатку в соседний залив старых бракованных колонн, в разных источниках для Казанского и Исакиевского соборов. Это акция в поддержку мифа о питерских колоннах вообще и Александровской в частности. Инициатор, через кого бы ни прищда инициатива к администратору или лицу с полномочиями редактирования ресурса, все тот же цех создания истории, делавший колонну на месте.
Финский админ или редактор при всем своем скептическм отношении к вырубанию исторических колонн в Пютерлахте указание выполнил, потому что все ведомства, СМИ, ресурсы обязаны поддерживать программу создания истории. Но выполнил формально и так, что любой внимательный человек увидит и подлог, и подлинную локацию фотографий. Возможно, был в Пютерлахти и видел совсем мелководный залив у берега Монферрана, те вещи, которые мы покажем ниже, другие факты, свидетельствующим о том, что ни о каких колоннах, ни вообще о существовании каменоломни ни век, ни два назад речи быть не может. Фактически он поступил так же, как поступали многие любознательные и неглупые люди, столкнувшиеся с необходимостью сделать подлог. Кто-то из знакомых Монферрану литографов, Сабатье или Байо, скорее первый, изобразил на берегу Пютерлахти такую абсурдно-нереальную колонну, что вменяемому зрителю станет ясно, что никаких колонн там не было и быть не могло (самовлюбленный Монферран не заметил подвоха, подписал обоих и использовал литографию в своем труде).
Художник Чмутов в своей иллюстрации-аллегории и автор иллюстрируемого издания дипломат Ковалевский показали, что древняя Великая Стена строилась у них на глазах.
Участник Комиссии Наполеона Сесиль добавил и подчеркнул в изображении Великих пирамид сумасшедшую деталь, показывающую даже и школьнику, что оно ложно.
Генерал Плиев, которому довели пожелание описать в военных мемуарах тогда еще не построенную Великую Стену, сделал это так, чтобы любой школьник понял, какие два участка были готовы к 1945 году, а что построено при Мао Дзэдуне.
Даже сам создатель Самсона Суханова литератор Свиньин в своем очерке, считающемся первой биографией Суханова, совершенно безумными деталями вроде даты 30 февраля дал понять, что написал сказку...
У финского админа или редактора много предшественников.
*
Монферран, лучше любых редакторов знавший, что никакой ломки великой колонны, поселка, им изображенного, эпического пирса с каналом и молом нет и никогда не было, последние аккорды своих колонных трудов посвятил уничтожению следов всего этого.
Книга 1834 года Description de la Colonne monumentale érigée a la mémoire de l'Empereur Alexandre 1er . Пассажи. Перевод блогера Взор - с благодарностью.
"В одной из северо-восточных бухт Финского залива, между Выборгом и Фредерихсхамом, к карьеру Питерлакс ведет неровная тропа, прорубленная в скалах. Расположенный на полпути вдоль побережья и примерно в 300 футах от пляжа, карьер живописен и дик.
Единственные следы человеческих рук - это скопившиеся обломки только что оторванных гранитных масс и несколько жалких хижин, вокруг которых группируются глинобитные жилища рабочих. Гора находится на высоте 49 футов над уровнем моря и имеет уклон 5 градусов к горизонту, к тому месту на берегу, где был построен усовершенствованный пирс для облегчения погрузки монолита. Вершина этой примитивной скалы в одних местах голая, а в других - покрыта лёгким слоем почвы и кустарников. Масса, которую пришлось извлечь для создания колонны, имеет длину 98 футов, среднюю толщину 22 фута. Её вес можно оценить примерно в 9 576 000 фунтов. Она была врезана в твердой скале с трёх сторон. Эта удивительная по мужеству и терпению работа, в которой постоянно было занято 600 рабочих, продолжалась два года".
Еще один финальный труд по колонне, в названии коего автор поставил две точки - Plans et details du monument consacre a la memoire de l'empereur Alexandre.. 1836 года, через 4 года после вырубки и 2 года после открытия колонны.Пассажи. Перевод робота с минимальной правкой грамматики и стилистики.
"С тех пор, как Александрийская колонна была взята иэ карьера Питтерлакса, каменоломня была полностью разрушена; с трудом отыскиваются некоторые следы монолита. Этой прекрасной поверхности, столь точно вырубленной в скале, представлявшей собой сплошную гранитную стену длиной в 100 футов, которая должна была долгие годы свидетельствовать путешественникам о силе и неутомимом мужестве русских людей, больше не существует!.. Она была разрушена, но ее неровные фрагменты, сложенные в кучу на дне, не пошли на пользу жадности тех, кто ее разрушил!!!"
Следующая надпись, высеченная на этом камне, которого больше нет.
посвященная Императором Николаем I
памяти АЛЕКСАНДРУ I.
Прошло всего три года, и от Питтерлакса не осталось ничего, кроме воспоминаний о его имени и рукотворных руин, от которых сжимаются наши сердца. Маленькая часовня исчезла: если бы не несколько хижин наших рабочих и несколько ям для соды, найденных на вершине скалы, которые еще не закрылись из-за более благоприятного времени, у нас не было бы никаких улик, которые могли бы восстановить этот карьер, к коему я стремился и с коим прощаюсь навсегда, сожалея, что слепая и преступная жадность привела к тому, что страна потеряла все следы памяти о великом".
Удивительно фальшивые славословия. Прямо река слез в театре Карабаса. И как на витрине замысел: автор пытается патетикой и истерикой компенсировать малую правдоподобность фактов, и у него это очень плохо получается.
Впечатляет, что ко второй книге даже глинобитные домики исчезли, остались только жалкие хижины. Несколько таких, надерганных Монферраном из разных источников и мест для иллюстрирования книги о Пютерлахти, напомню, показывались еще здесь .Но для меня самой выдающейся деталью, показывающей, что Монферран насколько велик в свершениях, настолько же и глуп в остальном, являются ямы с содой, кое-где оставшиеся. От поселка. Монферран хороший архитектор и инженер, отличный рисовальщик, прекрасный сочинитель, но за пределами этих амплуа беспросветный профан, не знающий о вещах, которые грамотный человек должен знать в силу общего развития, и самое главное - смелый профан. Видать, важной был птицей в конгломерации создателей истории, раз не потерпел, не позвал, не принял никаких советчиков, корректоров, консультантов, а написал и издал свои глупости сам.
Поселок, за три года исчезнувший и оставивший только несколько ям с содой, напомним, Монферран показывал, но очень странный и абстрактный. В нем отсутствует главное - ряды жилых строений. Рабочие у него живут в глинобитных домиках и хижинах, сделанных где придется незнамо кем. Даже и три года спустя, когда от поселка остались только ямы с содой, они продолжают в них жить, неизвестно где и чем питаясь, пользуясь водой для многих нужд, одеваясь-обуваясь в обнову взамен изношенных обуви и роб, правя инструмент, и т.д., и т.д.
Поскольку Монферран в вопросах логистики, инфраструктуры, организации труда и других, выходящих за пределы специализации, не смыслит ни зги, давайте поможем ему. Покажем, каким был его поселок, если, конечно, был.
600 рабочих, разумеется, в хижинах, наделанных где придется, не живут. С чего Монферран написал такую глупость, неизвестно, но рабочие должны жить в бараках, в нескольких, рядочком; это самое оптимальное жилье.
Помывка, готовка, стирка и еще несколько нужд 600 человек означают, что нужны котлы, кирпичные основания для них, помещения для названных нужд, плюс для приема пищи, немалый, постоянный привоз воды. Если на полуострове нет незамерзающего ручья (а скорее всего нет; это же просто скала, покрытая разной толщины грунтом), то все печально. Есть среди лесе в каменоломне крохотное озерцо, которое летом не высыхает, по меркам российских городов и весей скорее неисчезающая лужа, и что-то ее питает. но для ежедневных нужд 600 человек плюс обслуживающий персонал это конечно мизер. Воду надо доставлять с материка. Ближайшая в доступе - речка Виройоки, впадающая в залив Виролахти севернее полуострова с каменоломней, в ту часть "не моря - не суши", которая открывается-закрывается при приливах-отливах и обозначается на карте Гугла как суша высотой 0 м над уровнем моря (показывалась еще здесь). Брать воду с территории 0 м при приливах нельзя, надо идти на материк. Дойти-то можно, но только дойти. Есть такой документ "Отчёт Члена Комиссии о перестройке Исаакиевского собора - статс-секретаря Оленина о гранитных в Финляндии ломках" - спасибо сайту "Антропогенез" и блогеру sehem_het за подсказку. В нем сказано - "На некотором небольшом расстоянии от Пютерлакса, мы принуждены были пешком уже дойти до тех ломок по трудной каменистой дороге, которая напоследок окончилась узкою тропинкою". То есть подвоз воды невозможен, а принос на ежедневные нужды 600 человек и персонала со всеми готовками-помывками - дело нереальное.
Правда, дальше в "Отчете" следует описание, говорящее о том, что документ по Исаакию, как и по колонне сочинялся в кабинете на основе ложной карты, а не на место, и что у сочинителя "Отчета" та же беда, что у литератора Свиньина, принявшего элемент декора тогдашней картографии, галочки вдоль линии суши, за горы, ибо ничего отдаленно похожего на месте нет: "...мы принуждены были пешком уже дойти до тех ломок по трудной каменистой дороге, которая напоследок окончилась узкою тропинкою. Добравшись таким образом до самой гранитной скалы и обозрев с высоты всё пространство сих обширных и великолепных ломок, лежащих на берегу одной из бухт Финского залива, мы с трудом опустились по крутизнам той скалы, чтобы в подробности осмотреть природное положение добываемого гранита и всё производство сего дела". Нет, разумеется, никакой скалы с которой, с которой можно обозревать с высоты всё пространство сих обширных и великолепных ломок, лежащих на берегу и спускаются крутизнами. Это художественное творчество. Там весь полуостров длиной 900м, шириной 400 м, и на нем есть только продолговатый холм высотой 10-11 м над у.м., плоский и пологий. Но и дороги никакой нет, никогда не было, как и поселка, ни на каких картах 19 века, а в наши дни там только дорожка для туристов.
Для формальности заметим, что топить снег или собирать дождевую воду - идея из разряда клиники. Это занятие для малой группы туристов, да и то только для питья-умывания, а для нужд компактно проживающих 600 человек, два года рубивших колонну из гранита - даже поминать неудобно.
Обязателен лазарет и фельдшерский пункт хотя бы один на все бараки.
Рабочая одежда и обувь при тяжелом физическом труде "горят" усиленно - нужна какая-то минимальная швейно-обувная мастерская и каптерное хозяйство.
Что еще должно быть в поселке? Неизбежен полицейский участок хотя бы с одним старшим и несколькими младшими чинами.
Минимальный денежный оборот есть даже в местах заключения; и как минимум местечки, где можно побыть и где можно купить. У людей еще и праздники есть, православные и государственные, они не могут непрерывно работать. Одной часовни для социальной, культурно-массовой и иных программ маловато.
Кстати, часовня из описаний Монферрана - это далеко не охват 600 рабочих и не менее 200 остальных человек религиозными услугами. И сам Монферран чувствовал это и проиллюстрировал свою книгу картинкой с какой-то левой церквушкой с кладбищем - тут показаны его иллюстрации. Должна быть церковь и должно быть кладбище. Среди 600 рабочих и 200 остальных за два года трудов обязательно должны быть умершие, их следовало хоронить по православному обряду.
Далее, работы круглогодичные, т.е. и в зимний период. И это не слякоть парижского пригорода Шайо, родины Монферрана, а финская зима, со снегами, холодами, ветрами. Это значит, что названные помещения должны быть утеплены и отапливаться. Нужны снабжение и снабженцы дровами для всех помещений, а не только кухни, мест помывки и стирки. И в каждом помещении нужны печи с основаниями из камня-кирпича. Нужно каптерное хозяйство с зимней одеждой-обувью. Всем строениям нужны двускатные крыши с чердаками... Постройки основательны, просто поставить стены и кинуть пол на лаги не получится, нужен мало-мальский фундамент и стены-срубы...
Далее, железный инструмент (на дворе еще не эпоха стали), рупазы-ломы-буры, при непрерывной, интенсивной, динамичной работе с гранитом непрерывно, интенсивно, динамично тупятся, и их нужно нероерывно, интенсивно, динамично править, в кузнице на наковальне и наждачным кругом. Иначе работа встанет. Обеспечивать такое количество работающих работой должны кузницы, числом - навскидку - никак не меньше десятка. А это топливо для горнов, помещения-строения, штаты.
Все вместе - снабженцы водой и дровами, кузнецы, кладовщики, истопники, учетчики, кассиры, лавочники, медики, портные и обувные починщики повара, рабочие портового хозяйства (продукты, дрова, вода... -все поставляется, мифической пристанью Шихина, а затем Монферрана, и сухопутных путей подвоза не существует), и прочие, прочие, увеличивают число работающих как минимум на треть и соответственно объемы снабжения, площади-помещения, потребности в отоплении, и т.д., и т.д.
Все это не исчезает бесследно за три года, оставив только ямы с содой. Всему этому невозможно исчезнуть и за три века. Тем не менее, факт: ни малого следа, ни дощечки, ни гвоздика на полуострове не существует. Даже ям с содой))
Что за ямы остались у Монферрана от поселка, и для чего в них сода? Соду сыплют в выгребные и отхожие ямы для удаления запаха. Наверняка в парижском предместье Шайо так и делали. Но даже тот факт, что соду сыплют каждый год, ускользнул от Монферрана.Очень глупый человек.
Что еще осталось неизвестным для Монферрана - трудозатраты и время, необходимые для создания инфраструктуры и логистики. Все разработки всех месторождений начинаются с создания путей и поселков, на это уходят месяцы и годы. Но у французского гения все появляется по волшебству.
"Для погрузки колонны я устроил причал, который вдавался в море на расстояние 30 туазов" (58,5 м). Ахалай, махалай, вуаля - причал! Все так же и исчезло без следов и намеков на оные, как появилось - по тому же волшебству. Между тем, согласно вышеназванному "Отчету", на заготовке колонн для Исаакия трудилось в два с лишним раза меньше людей.
"Рабочих людей сочтено г. бухгалтером надворным советником Рогинским 261 человек".
Монферрану понадобилось 600. А это соответствующее увеличение мощностей, площадей, объемов обеспечения и снабжения... Хотя Монферран вряд ли вообще догадывался об этом.
*
Осталось взглянуть на саму каменоломню, единственный след человеческой деятельности на полуострове. Небольшие куски гранита, все неправильной формы, и участки гранитного массива, в нескольких местах выходящие на поверхность среди леса.
Место считается памятником истории. Многие годы про этот памятник вообще ничего не было слышно. До новейшего времени его не упоминали и не снимали. Да и сегодня рекламы его ни в Финляндии, ни в России не ведется. Туристы посещают его редко. С чувством недоумения от несоответствия эпическим сочинениям Монферрана ходят в лесу, кормят комаров. Репортажей и съемок в сети крайне мало. Но достаточно, чтобы сделать вывод о происхождении памятника. Хватит и нескольких деталей.
Следов обработки каким-либо ручным инструментом, сверлений рупазами никто не видел. Есть только следы современных инструментов.
Есть край уступа, на котором имеются вертикальные следы бурения. С любого ракурса, кроме перпендикулярного анфас, они выглядят кривыми, как если бы их оставили ручные инструменты, ломы-рупазы.
Но если смотреть строго перпендикулярно, то видно, что это бурили современными инструментами, скважины прямые и ровные, а впечатление кривизны дает чрезвычайно рыхлый гранит, который здесь, похоже, вообще не способен колоться плоскими поверхностями. Вопреки писаниям Монферрана, "Пчелы" и последующих рассказчиков.
Кромка массива, с которого скалывались куски. Внимание на ближний край. На нем слой земли с какой-то порослью. Откройте полный снимок и рассмотрите ближний план как следует. Эта почва в несколько пальцев толщиной говорит об очень важных вещах. Во-первых, никакие добытчики гранита так не поступают. Даже Монферран знает, что сначала с массива счищают грунт, а потом добывают колонны. Это делал не добытчик гранита и не для того, чтобы добыть. Кололи просто чтобы колоть.
Во-вторых, скорость образования почвы - 0.5-2 см в столетие. Но это показатель для пахотных почв. В лесу, на каменном основании скорость, без сомнений, кратно меньше. И она означает, что ни сто, ни двести лет назад, ни вообще в историческое время никто не трогал этот гранит, этот массив скололи впервые.
Когда именно это было - подскажут деревья.
Это прекрасное, больное, чахлое, но выжившее и зеленеющее дерево попало под отколотую глыбу совсем еще молодым и гибким. Глыба надломила его, вдавила, но не убила.
Сколько ему лет? Ясно, что не 100 и не 200, но 50+ - вполне. Раненые деревья маленькие и хилые, они не столько растут, сколько выживают.
А вот это дерево было молодым, но уже окрепшим, с твердым стволом. Отколотая глыба ударила и травмировала его острым краем, пробила кору и близлежащие волока. С тех пор они в тесном соседстве, вместе. Глыба стареет, покрываясь лишайниками и мхами, дерево растет. Место ранения зарубцевалось в виде утолщения, нароста. Дерево вынуждено наращивать и плющить в этом месте ствол, потому что изменить, отодвинуть его оно не может.
Сначала были деревья, потом ломка. Возраст этих деревьев минус несколько лет - это и есть время ломки. Вторая половина 20 века.
И еще на два обстоятельства обратите внимание. На то, что никаких намеков на минимальную подготовку к вывозу и на пути вывоза наколотого гранита нет и никогда не было; при полном отсутствии на полуострове культурного слоя и полном безлюдии они должны оставаться. И на сами наколотые куски - замшелые, заросшие. Это и есть настоящий рапакиви, "гнилой камень" по-фински, худщий из гранитов. Рыхлый, пористый, с микрощелями, он не держит сезонных перепадов температур, снегов-дождей, покрывается микротрещинами, которые быстро заселяются лишайниками и мхами, более сложными растениями, которые дальше углубляют его щели и поры... До эпоса Монферрана и Ко он ни на что не годился, кроме мелких безделушек и гранитного щебня.
И так далее.
Пришла бригада с мобильным сверлильным оборудованием, поколола как попало что под руку попалось и ушла. Когда место обрело достаточно заросший, "старый" вид, его внесли в надлежащие циркуляры и открыли для туристов. Собственно, вся история памятника "Каменоломня Пютерлахти".
Могли ли Монферран и Ко выбрать для колонного эпоса какое-нибудь другое место, с более приличным гранитом, какую-нибудь реальную ломку? Нет, разумеется. Приличные места разрабатывались, имели свою, хоть неброскую, но реальную и непрерывную историю, разворачивать эпос можно было только в таком захолустье, непосещаемом, никому не нужном и не интересном, из которого и вывезти-то ничего невозможно. Эпос получился на славу.
Ума и здоровья.
Северная Пальмира
Сказки Александрийского столпа. Вырубание 1600-тонного монолита из гранита вычисленными взрывами
Сказки Александрийского столпа. Фальшивые свидетельства подъема и подлинное - постройки
Сказки Александрийского столпа. Признаки искусственного гранита в облицовке. Колонна-близнец
Сказки Александрийского столпа. О физической невозможности доставки колонны из Пютерлахти
Сказки Александрийского столпа. Новейший вброс в поддержку идеи натуральности питерских колонн
Сказки Александрийского столпа для мещанского сословия
Сказки Александрийского столпа. Как создатели мифа пытались вытащить мегагруз из мелководного залива
Сказки Александрийского столпа. Тайны каменоломни. Смешные усилия Монферрана объяснить ее отсутствие
Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney (Яндекс-кошелек) 410013946572302.
|
</> |