Натюрморты маслом. Похвастаться, видимо.
lerabel — 23.04.2011 Европейское искусство 17 века - верх совершенства. Имена такие, что звенит в ушах: Веласкес, Рембрандт, Рубенс... От невероятной живописной красоты слепит глаза.Но надо отдавать себе отчет: ни мерцающий рембрандтовский свет, ни филигранные фактуры Веласкеса, ни жемчужный мазок Вермеера, ни полет стремительной кисти Хальса не подвластны даже опытным взрослым мастерам.
Поэтому в нашем "голландском" путешествии, рассматривая живопись "великих", пытаемся подражать "малым". Впрочем, и они вполне себе хороши: улочки старых городов, милые бытовые зарисовки, виртуозные натюрморты с лимонной стружкой и надкусанными булочками...
Сперва была виртуальная прогулка по старому Амстердаму. Мы заглянули в богатый дом юного Рембрандта, порадовались его недолгому счастью с Саскией, восхитились золотом ранних полотен, подивились странной композиции "Ночного дозора" и погоревали, разглядывая поздние портреты и библейские сцены, над трагическим концом жизни великого Мастера.
И уже после, впечатлившись рембрандтовской игрой света на драгоценных фактурах, мы "ловим" его отсветы на тех нехитрых предметах, которые в пределах нашей досягаемости.
Наконец-то я собралась с силами для той единственной в году постановки, которую дети в состоянии отрисовать без скуки в глазах.
Ибо, если вдуматься, вкладывать творческие силы в статичную композицию из яблока, груши и глиняного горшка - тоска смертная...
Но есть способы сделать нескучным и это занятие.
- Если всучить детям корзинку фруктов, груду стеклянной, хрустальной и металлической посуды, а также несколько очень темных и очень светлых драпировок и предложить самим сложить натюрморт в стиле малых голландцев: в меру изысканный, не перегруженный, посильный для последующего исполнения в цвете и стильно выдержанный в определенном колорите - желательно в теплом, рембрандтовском. Надо было видеть, как лихо девицы заворачивали складки на драпировках, раскладывали жемчужное ожерелье и тасовали хрустальные бокалы, выбирая самый изящный по форме!
- если включить в композицию подсвечник прихотливых очертаний, подобрать свечу в тон предметам из натюрморта и непременно зажигать ее во время очередного сеанса живописи, временами выключая в мастерской свет, чтобы разглядеть пропадающие при электричестве рефлексы...
- если не ставить в натюрморт ни глиняных кувшинов, ни бутылок с чашками, ни пластмассовых муляжей и надкусанных фруктов из папье-маше, кои в изобилии имеются в хозяйстве нашей художки, а закупить в соседнем магазине живых лимонов, гранатов и яблок, добавив к ним белый шелк, металл, хрусталь, жемчуг, матовое стекло и пламя свечи...
- наконец, если вручить не очень еще умелым ученикам третьих-четвертых классов деревянные палитры, длинные плоские кисти и россыпь тюбиков масляной краски, объяснив технологию и предоставив возможность до полного одурения ковыряться в бесконечных тенях, рефлексах и бликах, рожденных сочетанием шелка, стекла и фруктов...
- и, из последних сил дописав картину, торжественно разрезать на дольки оставшееся от постановки яблоко и съесть его...
то работа над натюрмортом может быть очень даже интересной!
Дети мои, по крайней мере, получили полное моральное удовлетворение от процесса.
Возможность писать маслом я предоставила студийцам, начиная с девяти лет, хотя в этой компании, как и в прошлом году, оказалось несколько личностей помладше. Что удивительно, почти все они-таки справились с натюрмортом (даже мой нерисующий младший сын наваял нечто и при этом не сильно вывозился. Правда, у Вадьки это уже третий или четвертый по счету холст).
Те, кто помладше, осиливали нехитрую постановку гуашью - с яблоками и вазой, но и там была свеча, и она горела все шесть сеансов, пока народ писал. Причем мои гениальные дошкольные девицы умудрились не только в сжатые сроки и вполне себе блестяще сваять сей натюрморт, но и наплодить несколько собственных постановок и отрисовать их пастелью.
Парочка симпатичных, на мой взгляд, работ гуашью, прежде чем показывать масло.
Губенок Арина, 8 лет
Аверьянова Катя, 8 лет
Если гуашевые рисунки с постановки относительно схожи между собой, то масло дает куда большую свободу самовыражения: разные фактуры, форма мазка, способ его наложения. Один пишет мягко и жидко, нежным "ренуаровским" мазком, другой кладет цвет тяжело и плотно, третий пишет россыпью сверкающих точечных бликов, отчего поверхности предметов расцвечиваются фейерверком.
Напомню еще раз, что все постановки дети собирали сами.
Второклассник Костя Бухонов писал маслом ту же композицию, что рисовали гуашью младшие.
А эта - посложнее.
Пирютко Паша, 8 лет
Грановский Сережа, 10 лет
Михина Анфиса, 10 лет
И другие:
Шмакова Катя, 9 лет
Наджаф-Заде Ефим, 9 лет
Копылов Андрей, 10 лет
Каторкин Андрей, 10 лет
Картины маленькие, 25х35 см.
Кстати, писать стекло, металл и шелк девяти-десятилетнему человеку, первый (ну пусть даже второй) раз в жизни взявшемуся за масло, сложно невероятно.
Оцените же их поистине титанический труд.
|
</> |