Натурфилософия в красках
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Натурфилософия в красках Натурфилософия в красках](/images/main/naturfilosofiya-v-kraskah-797b05.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/sergeytsvetkov/24359590/1333481/1333481_original.png)
Итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо после смерти был надолго забыт. Его полотна хранились в частных коллекциях, и только в ХХ веке они стали доступны широкой публике. Поначалу их сочли курьезом или шуткой мастера, составлявшего портреты из цветов, овощей, книг, корней деревьев. Но затем устойчивый интерес к его картинам открыл миру великого художника.
Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Его дедушка был архиепископом, отец — художником. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя. Предполагают, что молодой художник мог видеть рисунки Леонардо, изображающие удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Вероятно, именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо.
Двадцатидвухлетним юношей Джузеппе помогал своему отцу, расписывавшему Миланский собор. Из его росписей в сохранилось совсем немного — цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе.
![Натурфилософия в красках Натурфилософия в красках](/images/main/naturfilosofiya-v-kraskah-b31dae.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5233714/pub_63b15159139f6d43075c05cd_63b151743869ed199e0c8c2b/scale_1200)
Эти работы не имеют ничего общего с прославившими художника произведениями, кроме пышного декоративного оформления.
В 1562 году Джузеппе был приглашен в Вену на должность придворного портретиста. Многолетняя придворная жизнь художника включала в себя различные занятия: он изобретал и строил различные гидравлические механизмы, музыкальные машины, у которых звук соответствовал тому или иному цвету, содержал в порядке экспонаты знаменитого кабинета, где хранилась коллекция произведений искусства и разных редкостей, и конечно, писал портреты.
До нас дошло 14 картин Арчимбольдо. Обычно — это портреты по грудь, в профиль, реже — в фас. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных или же — музыкальных и иных инструментов. Например, голова «Повара» составлена из жаркого и кухонной посуды.
![Натурфилософия в красках Натурфилософия в красках](/images/main/naturfilosofiya-v-kraskah-3a3301.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/4078437/pub_63b15159139f6d43075c05cd_63b151747ce65b1a78f77861/scale_1200)
Повар
Библиотекарь, понятно, — книжный червь.
![Натурфилософия в красках Натурфилософия в красках](/images/main/naturfilosofiya-v-kraskah-d243f5.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5231677/pub_63b15159139f6d43075c05cd_63b151741c8b7a2c4798f9e1/scale_1200)
На старинной гравюре, считающейся по традиции автопортретом мастера, имеется надпись: «Природа, выраженная искусством Арчимбольдо». Эти слова свидетельствуют, что современники не относили искусство художника к разряду курьёзов. Арчимбольдо действительно был гениальным выразителем природы и удивительно правдиво умел передавать на своих холстах ее краски, изобилие, вечно умирающее и рождающееся великолепие.
![Натурфилософия в красках Натурфилософия в красках](/images/main/naturfilosofiya-v-kraskah-40c3cf.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5316610/pub_63b15159139f6d43075c05cd_63b15174bed7f6775881292f/scale_1200)
Автопортрет
В то время новая наука натурфилософия завоёвывала образованные умы европейцев. Одна из ее главных идей — учение о живом космосе и единстве человека и природы. При этом времена года и стихии сопоставлялись с органическими процессами, происходящими в человеке. У Арчимбольдо, который безусловно был знаком с этими идеями, на картине «Весна» цветы и травы сплетают образ юности, чистоты и радости.
![Натурфилософия в красках Натурфилософия в красках](/images/main/naturfilosofiya-v-kraskah-0112fd.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3523766/pub_63b15159139f6d43075c05cd_63b1517478bdbe01350ad946/scale_1200)
Весна
Картина «Лето» создает ощущение знойного полдня, который соответствует расцвету человеческой жизни.
![Натурфилософия в красках Натурфилософия в красках](/images/main/naturfilosofiya-v-kraskah-af8b1a.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/4080549/pub_63b15159139f6d43075c05cd_63b151743869ed199e0c8c2c/scale_1200)
Лето
"Осень" изобилует земными плодами, подобно тому, как зрелый возраст — мудростью и добродетелями.
![Натурфилософия в красках Натурфилософия в красках](/images/main/naturfilosofiya-v-kraskah-5f11e8.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3690562/pub_63b15159139f6d43075c05cd_63b1517523064044f3892084/scale_1200)
Осень
Зима неприветлива и сурова, ее скудные плоды безрадостны и сводят смертным скулы...
![Натурфилософия в красках Натурфилософия в красках](/images/main/naturfilosofiya-v-kraskah-1b59ec.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5240189/pub_63b15159139f6d43075c05cd_63b15175de8fe72a1b633240/scale_1200)
Зима
Портрет императора Рудольфа II Арчимбольдо назвал «Вертумн» — по имени этрусского божества садов. Королю так понравилось собственное изображение, сплетенное из садовых цветов, овощей и злаков, что он пожаловал художнику титул пфальцграфа — придворного сановника, что для выходца из ремесленной среды было чрезвычайно почетной наградой.
![Натурфилософия в красках Натурфилософия в красках](/images/main/naturfilosofiya-v-kraskah-3b8e32.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3989805/pub_63b15159139f6d43075c05cd_63b151757a5b092ebf0d78e5/scale_1200)
Рудольф II в образе Вертумна
Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 году вернулся в Милан. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи гульденов.
11 июля 1593 года живописец умер. Причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».
Творчество Арчимбольдо стало столь популярно, что породило множество подражателей. Но стилизаторы, чьи полотна называли «арчимбольдесками», заимствуя лишь его внешние приемы и не понимая идей, заложенных художником в свои творения, так и не поднялись до высот мастера. Арчимбольдо навсегда остался непревзойденным художником натурфилософской школы.
![Натурфилософия в красках Натурфилософия в красках](/images/main/naturfilosofiya-v-kraskah-3f5144.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3753737/pub_63b15159139f6d43075c05cd_63b1517678bdbe01350ad9e0/scale_1200)
Верхоланцев М. М. Арчимбольдеска
В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма. В его творчестве также усматривают предвосхищение сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь», см. выше) считается триумфом абстрактного искусства в XVI столетии.
Для проявления душевной щедрости
Сбербанк 2202 2002 9654 1939
Мои книги
https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/
У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!
Последняя война Российской империи (описание и заказ)
![Натурфилософия в красках Натурфилософия в красках](/images/main/naturfilosofiya-v-kraskah-767178.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1652143/pub_63b15159139f6d43075c05cd_63b151f8502c281906efaf23/scale_1200)