Наших там нет
novayagazeta — 16.02.2016 В окружении кандидатов в президенты США не нашлось места поклоннику России.9 февраля прошли партийные праймериз в Нью-Хэмпшире. Обычно кандидатом в президенты от своей партии становится человек, занявший на них первое или второе место. Сенатор от Вермонта Берни Сандерс и бывший госсекретарь Хиллари Клинтон на праймериз демократической партии получили 60% и 38%. Бизнесмен Дональд Трамп и губернатор Огайо Джон Кейсик на первичных выборах республиканцев набрали 35% и 15%. Чем «грозят» нам выборы президента США и есть ли там «наш» кандидат — человек, в окружении которого есть новый Майкл Макфол, эксперт по России?
Внешнюю политику США формируют высшие чиновники в
Госдепартаменте, Пентагоне, аналитики «мозговых центров»,
профессора элитарных университетов. Советники кандидатов в
президенты по внешней политике зачастую занимают впоследствии
высокие дипломатические посты.
Есть ли у нынешних кандидатов советники по внешней политике, заинтересованные в нашей стране, которые могли бы инициировать новую «перезагрузку»? Показательно, что победители праймериз в Нью-Гэмпшире — «аутсайдеры» в обеих партиях и не обременены внешнеполитическими консультантами. Берни Сандерс де-факто пока не имеет советников по внешней политике. Известный эксперт Ларри Корб, которого Сандерс упомянул в интервью, заявил, что общался с этим кандидатом лишь один раз.
Еще хуже ситуация у Дональда Трампа, который пока лишь обещает назвать имена своих советников по внешней политике. Правда, нью-йоркский миллиардер — единственный американский политик, высказывавший симпатии в адрес нашего президента. В ведущих «мозговых центрах» и авторитетных СМИ даже говорят о феномене «братской любви Путина и Трампа» (Putin Trump Bromance). Хотя вряд ли она будет иметь реальные последствия, даже если каким-то чудом эксцентричный миллиардер займет кабинет в Белом доме.
Советником по внешней политике Хиллари Клинтон можно назвать Джейка Салливана. Ранее он был советником по национальной безопасности вице-президента США Джо Байдена, директором по планированию политики в Государственном департаменте США. Людьми с внешнеполитическим опытом, но без официальных должностей в аппарате компании, являются Филиппе Рейнес, бывший заместитель помощника госсекретаря по коммуникациям, Шерил Миллс, бывший советник госсекретаря США. Никто из них ранее профессионально не занимался Россией. Хотя в случае победы Клинтон не исключено возвращение Стоба Тэлботта, президента Брукингского института, бывшего заместителя госсекретаря, крупного специалиста по России.
Второй и последний кандидат, у которого есть официальный советник по внешней политике, — Джон Кейсик. Он пользуется услугами Ричарда Аллена, старшего научного сотрудника консервативного Гуверовского института в Стэнфорде, бывшего советника по национальной безопасности Рональда Рейгана. Этот президент известен своим жестким подходом к СССР: он инициировал программу «звездные войны», попытка конкурировать с которой еще более истощила дряхлеющую советскую империю.
Итак, нового Майкла Макфола, человека страстно интересующегося Россией, ее языком, культурой и историей, среди советников кандидатов на партийные номинации нет. Соответственно, трудно прогнозировать попытку «перезагрузки-2». Нынешний же настрой вашингтонского внешнеполитического истеблишмента по отношению к нашей стране крайне негативный. Казалось бы, российская и американская политические системы имеют больше общего, чем, например, китайская и американская. При этом отношения между США и РФ намного хуже, чем между США и КНР вследствие отсутствия такого стабилизирующего фактора, как мощные экономические связи.
Сергей
КОСТЯЕВ,
доцент Финансового университета при Правительстве РФ
|
</> |