Наши снова в Берлине!
feenal — 22.02.2010 Российские кинематографисты триумфально вернулись на Берлинский кинофестивальРоссийских фильмов не было в основной программе международного Берлинского кинофестиваля вот уж пять лет. Поэтому представить, что очередной поход отечественной картины за "Медведями" будет успешен, было весьма трудно. Ну, а на то, что результат будет настолько впечатляющим, вряд ли могли надеяться даже самые отъявленные оптимисты. И тем ценнее достижение режиссера Алексея Попогребского и его команды, представивших на Берлинале драму "Как я провел этим летом".
Алексей Попогребский - один из самых талантливых режиссеров современного российского кинематографа, классический "арт-хаусник", доказавший последними работами свою способность покорять самые взыскательные фестивальные жюри, причем, не только отечественные.
В 2003 году - "Серебряный Георгий", призы ФИПРЕССИ и российской критики за фильм "Коктебель" на XXV Московском кинофестивале, а также премия Филиппа Морриса на фестивале в Карловых Варах. В 2007 году - приз за режиссуру, "Гран-при" и приз за лучшую мужскую роль фестиваля "Кинотавр" за фильм "Простые вещи", ставший первым совместным проектом режиссера с актером Сергеем Пускепалисом. В том же году - премия Международной федерации кинопрессы и Экуменического жюри на фестивале в Карловых Варах.
И вот, без всякого преувеличения, триумф на юбилейном Берлинале. Картина "Как я провел этим летом", изначально носившая название "Последний день", удостоилась сразу двух "Серебряных медведей" - за лучшие актерские работы все того же Сергея Пускепалиса и Григория Добрыгина и за "выдающиеся художественные достижения в операторской работе" Павла Костомарова.
Как правило, интерес к фильмам, завоевавшим фестивальные призы такого ранга, неизменно повышается не только у прокатчиков, но и у зрителей. Во всяком случае, так происходит на западных кинорынках, на которые российская киноиндустрия столь стремится равняться. Будут ли наши зрители стоять в очередях за билетами на фильм "Как я провел этим летом", выходящий в отечественный прокат 1 апреля 2010 года? Очень сомнительно.
И не только потому, что в России полностью отсутствует культура продвижения фестивальных кинофильмов, но и потому, что прокатчиками выбран очень странный период для старта такого проекта. Достаточно сказать, что в этот же день на экраны выходит фантастический фильм Луи Летерье "Битва титанов", который перетянет на себя почти всех зрителей, даже потенциальную аудиторию картины Попогребского.
Что же касается иных результатов 60-го Берлинского кинофестиваля, то наиболее интересный из них - это вручение "Серебряного медведя" за режиссуру Роману Полански. Не ему самому, естественно, так как Полански продолжает ожидать решения суда по делу 30-летней давности, находясь под домашним арестом в своем швейцарском доме, а продюсерам его картины "Безымянный автор".
Практически никто не сомневался в том, что новый политический триллер режиссера получит одну из высших наград Берлинале. Ведь при всех мыслимых художественных достоинствах картины, отмеченных многими критиками, был и политический подтекст. Руководство кинофестиваля с самого начала этой неприятной истории с арестом заняло жесткую позицию, объявив действия швейцарских властей "произволом по отношению к одному из самых великих режиссеров современности" и потребовало его освобождения. Так что в какой-то степени Роман Полански был обречен на этот трофей.
Ну, и, конечно, стоит отметить успех турецких кинематографистов, пусть и несколько потерявшийся на фоне этого демарша. Впервые с 1964 года главный приз Берлинского кинофестиваля - "Золотой медведь" отправится на родину папы Остапа Бендера. Лауреатом премии стал режиссер Семиха Капланоглу, представивший строгому жюри во главе с немцем Вернером Херцогом картину "Мед".
Естественно, список мероприятий, проходивших в рамках Берлинского кинофестиваля, не исчерпывался только лишь показами картин, заявленных в различных программах, громкими премьерами, вроде последней совместной работы Мартина Скорсезе и Леонардо ди Каприо - "Острова проклятых" и пресс-конференциями со звездами. Был еще и кинорынок, на котором прокатные компании приобретали у киностудий права на фильмы, зачастую находящиеся лишь на стадии согласования сценариев.
Так, любопытную сделку совершила российская компания "Централ Партнершип", заплатившая солидную сумму за третий фильм о похождениях Вина Дизеля в образе луноглазого убийцы Ричарда Б. Риддика. Вера одного из крупнейших отечественных дистрибьюторов в популярность этого героя в России оказалась столь сильна, что цена в 2,5 миллиона долларов не показалась слишком завышенной даже с учетом того, что съемки фильма еще только начнутся в конце весны.
Словом, 60-й Берлинский фестиваль сделал российской киноиндустрии сразу несколько приятных сюрпризов, а уж сможет она развить этот успех до вполне осязаемых инвестиций и прибыли - совсем иная история.