Наша Праздничная проповедь
everstti_rymin — 14.10.20221/14 октября 1905 г.
Какое святое, Божественное, прерадостное зрѣлище открылъ Богъ некогда просвѣщеннымъ святостію жизни сердечнымъ очамъ двухъ праведниковъ, — а при устахъ двухъ или трехъ свидѣтелей твердо всякое свидѣтельство, — увидавшихъ въ сводахъ величественнаго Влахернскаго храма, какъ солнце сіяющую, Богородицу, Царицу неба и земли съ архангельскимъ множествомъ и съ ликами всѣхъ святыхъ, молящуюся Богу и простирающую Свой блистающій омофоръ надъ множествомъ молящихся людей! Какую отраду, надежду и радость поселило это видѣніе въ сердцахъ всѣхъ, бывшихъ въ храмѣ, когда съ быстротою молніи эта радостная вѣсть облетѣла ихъ! Какая глубокая истина и дѣйствительная помощь открылась вскорѣ послѣ чудеснаго явленія! Ибо градъ Константина Великаго, осажденный сарацинами, былъ избавленъ отъ враговъ не мечемъ и копьемъ, а силою божественною, и враги обратились въ бѣгство, устрашенные небесною силою, оставивъ весь лагерь свой осажденнымъ. Вотъ какой дивный, спасительный покровъ Богоматери Церковь нынѣ празднуетъ!
Но, видно, люди тогда достойны были этого небеснаго защищенія и покрова. Говорю, достойны — потому что, по свидѣтельству церковной исторіи, тогда молитва была всеобщая, единодушная, горячая, въ присутствіи царя и царицы, синклита, народа и двухъ великихъ праведниковъ — Андрея и ученика его.
Мы были нынѣ въ не менѣе тяжелыхъ обстоятельствахъ военныхъ, но не получили небесной, всесильной помощи по грѣхамъ нашимъ тяжкимъ, превзошедшимъ всякую мѣру, всякое описаніе. И мы всюду потерпѣли пораженіе или сами добровольно отдались въ плѣнъ со своими кораблями, людьми и запасами на море и на суше оттого, что не достало у насъ вѣры, мужества, вѣрности долгу, но за то достаточно было увѣренности въ безнаказанности и оправданіи на судѣ! Слава Богу, что въ запасѣ были еще вѣрные войска съ ихъ вождями, оставшимися вѣрными долгу. Какая же небесная помощь могла быть подана при нашемъ безвѣріи, неподготовленности, малодушіи, при небреженіи государственнымъ достояньемъ, при существовавшей въ нѣкоторыхъ военныхъ людяхъ нравственной и дисциплинарной распущенности, доказанной на дѣлѣ! Мы били сами себя, и только горячая молитва Церкви дала намъ миръ, не совсѣмъ постыдный.
Чтобы заслужить небесную помощь въ тяжелыхъ обстоятельствахъ Отечества, нужна твердая вѣра въ Божественную помощь, — а главное, покаяніе въ грѣхахъ, вызвавшихъ гнѣвъ Божій на Россію, — исправленіе нравовъ, а не усиленіе пороковъ во время разгара войны. Праведное небо не можетъ быть въ общеніи съ человѣческими неправдами. Какое можетъ быть общеніе свѣта со тьмою, правды съ беззаконіемъ, — Христа съ сатаною (2 Кор. 6, 15)? Какого только еще не сдѣлали зла русскіе люди, и въ Россіи живущіе? Какими еще не растлили себя грѣхами? Все, все сдѣлали и дѣлаютъ, что подвигаетъ на насъ праведный гнѣвъ Божій: и явное безвѣріе и богохульство, отверженіе всякихъ истинныхъ началъ вѣры, развратъ, пьянство, всякія увеселенія вмѣсто того, чтобы облечься въ трауръ общественнаго покаянія и печали о грѣхахъ, прогнѣвляющихъ Бога, — неповиновеніе начальству, непонятная автономія, обезпечивающая всемъ полную разнузданность и неповиновеніе начальству? ...
Отъ Бога отступили мы: и Богъ отъ насъ отступилъ. Отвергли мы волю Божію, живемъ по своей волѣ — и скоро увидимъ, къ чему она приведетъ или привела уже. Если другъ друга угрызаете и снѣдаете, говоритъ слово Божіе, то берегитесь, чтобы вы не истребили другъ друга (Гал. 5, 15).
Какого же покровительства неба ждать намъ, когда мы сами отвратились отъ Бога? Если не покаемся и не исправимся, мы будемъ оставлены Богомъ. Се, оставляется домъ вашъ пустъ (Мт., 23, 38), говоритъ Господь. Но да не будетъ этого! Еще есть вѣрные и избранные въ Россіи праведники, какъ некогда были въ царствующемъ градѣ святый Андрей съ Епифанiемъ и другіе. Аминь.
|
</> |