Наша музыка. Мастер
uctopuockon_pyc — 19.12.2022Под трэшовое настроение и музычка соответствующая...
«Мастер» — советская и российская рок-группа, играющая в стилях трэш-метал и хеви-метал. Являлась одной из «корневых» и наиболее успешных групп на отечественной метал-сцене. Основатели — Алик Грановский и Андрей Большаков.
В отличие от «Арии», «Мастер» начал играть в стиле трэш-метал. В конце 1980-х этот жанр находился на пике популярности, благодаря таким исполнителям как Metallica, Megadeth, Anthrax и Slayer. Тематика текстов «Мастера» имела актуальный в перестроечные годы остросоциальный характер, что позволило группе быстро добиться широкой известности.
История появления группы «Мастер» тесно связана с группой «Ария». В 1986 году после скандала, произошедшего между участниками «Арии» и художественным руководителем Виктором Векштейном, в группе произошёл раскол.
В феврале 1987 года гитарист Андрей Большаков, бас-гитарист Алик Грановский, барабанщик Игорь Молчанов и клавишник Кирилл Покровский отказались продолжать сотрудничество с Векштейном. Вчетвером они в течение пары месяцев репетировали на базе административного здания Московской областной филармонии, предоставленным им Валерием Гольденбергом (позднее он отказался от работы с «Мастером» и стал продюсером проекта «Ласковый май»). Музыканты не имели юридических прав на название «Ария» и группе пришлось искать вокалиста, второго гитариста и название.
Оставалось лишь дать ансамблю название и можно было начинать работу. После ряда предложенных вариантов: «Рок-фронт», «Кода», «Щит и меч» ниоткуда вдруг появилось короткое и очень ёмкое слово — «Мастер».
Название «Мастер» придумал Игорь Молчанов во время совместной поездки в метро с Аликом Грановским. Оно прижилось, в оформлении альбомов стало использоваться как логотип, похожий по начертанию на логотип «Арии». Вторым гитаристом стал Сергей Попов, имевший опыт профессиональных концертов с ансамблем «Здравствуй, Песня», в составе которого выступил в рамках фестиваля «Рок-панорама-86». Вокалистом группы стал Александр Арзамасков (группы «Только так!», «Форт Росс»).
12 марта 1987 года в Ленинграде, в СКК им. В. И. Ленина, в присутствии 10 тысяч зрителей, состоялся концерт с участием групп «Зоопарк», «Мастер» и «Союз». Затем «Мастер» в качестве гостей выступил в Ленинградском Дворце молодёжи. Концерты, отыгранные за короткий промежуток времени, в сочетании с песнями из репертуара «Арии», рассчитанными на более высокий вокал, привели к тому, что Александр Арзамасков сорвал голос и покинул группу, вернувшись в Волгоград. Во время вынужденного отдыха «Мастер» принял участие в съёмках фильма «Ночной экипаж» (реж. Борис Токарев, 1987), записав для него две песни — «S.O.S» (вокал Арзамаскова) и «Встань, страх преодолей!» (уже с вокалом Серышева). Сессионным вокалистом группы стал Георгий Корнеев, до недавнего времени работавший в группе «Каре», проекте Сергея Кудишина (гитариста «Чёрного Кофе»), однако после двух удачных концертов в Николаеве был выгнан из группы из-за распития алкоголя перед выходом на сцену. Летом 1987 года постоянным вокалистом «Мастера» стал Михаил Серышев, покинувший группу «Час Пик». В 1987 году был выпущен первый альбом, получивший название «Мастер» и выпущенный по стране тиражом более миллиона экземпляров. В следующем году группа выехала на гастроли в Польшу.
В 1989 году вышел второй альбом под названием «С петлёй на шее», тираж которого был вдвое больше первого альбома. В 1989 году музыканты приняли решение перебраться в Бельгию.
В ноябре 1989 года во Франции вышел альбом «Destroika», в который вошли записанные «живьём» на концерте в апреле того же года песни групп «Шах», «Чёрный Кофе», «Коррозия Металла», «Тяжёлый День», «Форт Росс» и «Мастер». В исполнении «Мастера» на пластинке записаны песни «Мы не хотим» и «Руки прочь». В 1989 и 1990 годах группа выступает на фестивале «Монстры рока СССР».
В Бельгии музыканты по заказу фирмы «Two Flags» приступили к записи англоязычного альбома с рабочим названием «Империя зла» («Empire of Evil»). В связи с банкротством фирмы альбом в Бельгии так и не вышел. В 1991 году «Мастер» вернулся в Россию. К этому времени группа распалась — Молчанов и Покровский остались в Бельгии, а Попов продолжил работать с «Мастером» как сессионный музыкант. Англоязычный альбом в итоге был перезаписан в России с участием нескольких сессионных барабанщиков и издан под названием «Talk of the Devil».
В 1991 году Серышев исполнил партию Иисуса Христа в русской версии рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» (вышла в 1992). После выхода «Talk of the Devil» весной 1992 года группа участвовала в туре «На руинах Империи зла» вместе с бразильской группой Sepultura, а также с земляками — группами «Чёрный Обелиск», «Э.С.Т.» и «Шах». В 1992 году гастроли практически прекратились. Группа могла вернуться в Бельгию, но тяжело заболел Андрей Большаков. Он не мог заниматься даже административной работой, и запланированную поездку в Бельгию пришлось отменить.
В 1992 году в группу пришли гитарист Вячеслав Сидоров и барабанщик Тони Шендер. В таком составе «Мастер» дал свой последний концерт на фестивале газеты «Zarraza» в марте 1993 года. Дожидаясь выздоровления друга, Грановский сочинял новые песни в стиле прогрессив-трэш. Тексты снова были на английском, так как Грановский в новом году планировал вернуться в Бельгию. Зимой 1993—1994 года он договорился со студией Центра Стаса Намина о записи альбома, который получил название «Maniac Party».
Андрей Большаков иногда приходил на студию и пробовал что-то записать. Эти несколько нот сохранились в песне «Screams of Pain». В итоге он сказал, что больше не может и не хочет заниматься музыкой. В записи альбома «Maniac Party» участвовал Сергей Попов, который вскоре вернулся в группу на место Вячеслава Сидорова. Таким образом, в 1994 году «Мастер» сформировал второй постоянный состав.
Долгое пребывание за границей, угасание интереса к трэш-металу и сложность продвижения англоязычной музыки привели к резкому падению популярности «Мастера». В это время группа начинает выступать в московских клубах, меняет стиль на более соответствующий классическому хеви-металу и начинает тесно сотрудничать с музыкантами «Арии». В 1994 году с «Мастером» выступал временно ушедший из «Арии» Валерий Кипелов, в 1996 году новый альбом группы записывался на студии «Арии», а год спустя Алик Грановский участвовал в записи альбома Сергея Маврина и Валерия Кипелова «Смутное время».
Альбом «Песни мёртвых» был лучше встречен публикой, чем предыдущие англоязычные альбомы, и популярность группы снова стала расти. «Мастер» возобновил активную концертную деятельность, в 1997 году музыканты приняли решение отправиться на гастроли во Францию. Михаил Серышев отказался от турне, и сессионным вокалистом в группу был приглашён Артур Беркут. Однако по возвращении из Франции и нескольких концертов в Москве, Беркут, Попов и Шендеров ушли из «Мастера» и создали собственный проект. В результате в группе остались только Грановский, звукооператор Андрей Лебедев и директор Александр Ладыченко.
Вскоре «Мастер» сформировал новый состав: в группу были приглашены гитарист Леонид Фомин (экс-«Валькирия») и барабанщик Олег Милованов (экс-«Hellraiser»). Возвращение в состав «Мастера» Михаила Серышева было недолгим — в конце 1999 года он окончательно покинул группу для работы в классической опере. У группы продолжил меняться состав: Михаила Серышева сменил новый вокалист Алексей Кравченко (Lexx), с которым группа записала новый альбом «Лабиринт», вышедший в 2000 году. 30 декабря 2000 года состоялся последний концерт с гитаристом Леонидом Фоминым (присоединившимся к группе «Валькирия»), после чего он был вынужден покинуть группу.
На место нового гитариста был приглашен Алексей Страйк (экс-«Страйкъ»), и 15 февраля 2001 года в обновленном составе группа приняла участие в фестивале «Крустер-2001». В мае 2001 года по предложению компании Harley-Davidson группа записала песню «Ride to Live, Live to Ride» группы Twisted Sister на русском языке (перевод — Маргарита Пушкина) для проекта «Tribute to Harley-Davidson». В «Tribute to Harley-Davidson» 2001 года вошли две песни в исполнении группы «Ария» и одна песня в исполнении группы «Мастер».
Лето 2001 года, к грядущему пятнадцатилетнему юбилею группа записала сборник «Классика 1987—2002», в который вошли старые хиты «Мастера» в обновленной аранжировке, а также композиции Алика Грановского — «Тореро» и «С кем ты?», написанные ещё во времена «Арии». В ноябре группу покинул Олег Милованов. На его место пришёл Александр Карпухин. В обновленном составе группа гастролировала по стране. 27 апреля 2002 года группа праздновала своё 15-летие концертом в ДК МАИ. В концерте в качестве гостей принимали участие Андрей Большаков, Геннадий Матвеев (клавиши), Анатолий Шендер, Михаил Серышев и Владимир Холстинин. В июле того же года вышло видео с записью юбилейного концерта.
Осенью 2002 года группа «Мастер» начала репетировать песни для нового студийного альбома. В 2004 году вышел сольный альбом Алика Грановского «Большая прогулка», а также новый, седьмой по счету альбом группы, получивший название «33 жизни», саунд-продюсером альбома выступил Александр Львов («Парк Горького»). В 2005 году группа сделала несколько акустических концертов и записала альбом под названием «Акустика». В 2006 году в сотрудничестве с Маргаритой Пушкиной был реализован экспериментальный проект «По ту сторону сна».
27 апреля 2007 года группа отметила своё 20-летие, в котором принимали участие приглашенные музыканты: Михаил Серышев, Валерий Кипелов, Геннадий Матвеев, Андрей Большаков, Кирилл Покровский, Анатолий Шендеров, Леонид Фомин. В начале 2008 года компанией «CD-Maximum» был выпущен альбом «XX лет» на DVD и CD. В то же время группу оставили Страйк и Карпухин, присоединившись к группе «Пилигрим». В группу вернулся Леонид Фомин (гитара), на барабанах играли Александр Гипс. В этом составе группа отправилась в тур по Сибири.
Летом 2008 года по семейным обстоятельствам барабанщик А. Гипс не смог поехать с группой на гастроли. В этой поездке участвовал барабанщик Олег «Кобра» Ховрин, после чего остался в группе. Большинство гитарных партий на готовящемся альбоме записал Андрей Смирнов, который весной того же года на студии группы «Мастер» записывал треки гитары для альбома М. Пушкиной «Дети Савонаролы». Первый концерт в обновлённом составе (Грановский — Lexx — Фомин — Ховрин — Смирнов) прошёл 13 декабря 2008 года в Ставрополе. В 2009 году продолжилась концертная и студийная работа. 29 октября состоялся концерт, посвященный юбилею Грановского. В концерте принимали участие: Сергей Скачков, Кирилл Покровский, Дмитрий Варшавский, Вячеслав Молчанов. В Санкт-Петербурге 30 октября 2009 года прошел концерт вместе с группой «Корсика».
В конце сентября 2010 года вышел новый альбом под названием «VIII», поскольку он является восьмым по счету студийным альбомом группы.
Летом 2011 года группу покинули Олег Ховрин и Андрей Смирнов. Фомин остался единственным гитаристом, на место барабанщика вернулся А. Гипс. 4 ноября 2012 года в «Live Music Hall» состоялся юбилейный концерт, посвящённый 25-летию группы. В концерте приняли участие группы «Ария», «Чёрный Обелиск» и «Эпидемия», а также гости: Михаил Серышев, Дмитрий Губерниев, Алексей Страйк, Кирилл Покровский, Олег Ховрин.
В 2013 вышел первый трибьют группе «Мастер» — двойной альбом «A Tribute to Мастер. XXV». В том же году группу на время покинул Александр Гипс, ему на замену пришёл Алексей «Боб» Баев. С его помощью в 2014 году вышел сольный альбом Грановского «Bass Manuscript». В конце 2014 года Гипс вернулся в группу. В 2014 году вышел второй трибьют-альбом — «Tribute to Мастер. Talk Of The MASTER Generation».
В начале 2015 года группа объявила о работе над новым альбомом. 23 мая в магазине «Рок-бункер» (Москва) прошла автограф-сессия группы, где можно было услышать демо-фрагмент песни «Миротворец» из будущего альбома. 1 июня 2015 на 51-м году жизни в Бельгии умер клавишник, композитор Кирилл Покровский.
29 апреля 2017 года группа отметила свой 30-летний юбилей большим концертом в клубе Yotaspace. В мероприятии, наряду с актуальным составом, также приняли участие и бывшие музыканты коллектива с гостями: Алексей Страйк, Артур Беркут, Михаил Серышев и Андрей Большаков.
26 октября 2019 года группа отыграла концерт в честь 30-летия альбома «С петлёй на шее» в клубе «Moscow 1930». В качестве специального гостя к коллективу присоединился его бывший участник — оперный певец Михаил Серышев.
28 февраля 2020 года умерла поэтесса Нина Кокорева, автор текстов семи песен группы, в том числе «Мы не хотим» и «С петлёй на шее». Музыканты «Мастера» разных лет записали на видео стих её памяти.
В 2020 году вышел первый за 10 лет студийный альбом группы «Мастер Времени», ставший её 9-м номерным релизом. Кроме девяти новых композиций, альбом дополнили видеоклип на заглавную песню и испаноязычные бонус-треки.
"Мастер времени", пожалуй, лучшая работа "лексовского" периода творчества группы, ничем не уступающая "Лабиринту" (2000). Проходных вещей здесь вообще нет. А есть скоростной забой с мелодичными припевами ("Старик") и шустрые боевики ("Миротворец"), присутствуют откровенные "мэйденизмы" во вступлении ("Злой век") и проигрышах ("Женщина-кошка"), наличествуют кач ("Магия") и закосы под прогрессив в инструментале с ведущей бас-гитарой ("Грань"). Не обошлось без традиционной баллады. "Хрустальный мир" не стал вариацией на тему "Крестов" или "33 жизней", он сочинён скорее в "автографовском" ключе, и сюда просится голос Артура Беркута, недолго сотрудничавшего с Мастером в конце 90-х.
Неожиданно много материала сочинил Леонид Фомин. А Лекс, в лучшем случае приносивший по одной песне на альбом, да и то не на всякий, выступил в роли соавтора большей части песен. Маргарита Пушкина, от альбома к альбому наращивавшая удельный вес своих текстов, а для "Восьмёрки" написавшая практически всё, на этот раз полностью самоустранилась. Зато объявился Александр Елин, не сотрудничавший с Мастером после дебютного альбома (1988). Из-под его пера вышли злободневные "Магия" и "Крысиный рай". За остальные тексты отвечают молодые и доселе нигде не засветившиеся Виктория Капитонова и Александр Щелканов.
С учётом нищеты болванки, испанского стыда оформления, изрядного качества музыкального материала и необычности бонусов постараемся ответить на два вопроса. 1) Стоило ли десять лет ждать появления этого альбома? Однозначно, да. Он лучший за последние 20 лет. 2) Надо ли покупать этот диск? Однозначно, нет. Ибо платить за такое "издание" – себя не уважать. (http://headbanger.ru/reviews/album-4966)