Наша борьба с нелегальной миграцией
magadansky — 22.01.2024«Унтербергер стал соавтором проекта закона, регулирующего миграционные процессы на Дальнем Востоке. Предполагалось установить надзор за проживающими китайцами и корейцами, состоящими в иностранном подданстве. С этой целью в Амурской и Приморской областях учреждались должности 128 полицейских чинов, содержание которых предполагалось осуществлять за счет с корейцев и китайцев, при выдаче им билетов на жительство в пределах территории Российской империи. Билеты выдавались на один год. Запрещался въезд лиц с хроническими заболеваниями и ограниченной трудоспособностью. Переход границы разрешался в строго определенных пунктах. При этом все граждане Кореи и Китая должны были иметь свои национальные паспорта с визой русского консула. Невыполнявшие этих требований подлежали высылке обратно. Всем лицам и учреждениям в Приамурском генерал-губернаторстве запрещалось принимать на работу китайцев и корейцев, не соблюдавших этих условий.
Законопроект был провален в парламенте под вполне разумным предлогом как вмешивающийся в сферу частного предпринимательства. Ведь мигранты в основном работали на частных предприятиях. Частник предпочитал дешевую рабочую силу, отчасти бесправную. К тому же с русскими рабочими возникали одни проблемы: стачки, требования повышения зарплаты, самовольный уход с работы и т. п. Кроме того, нельзя было создавать особых условий для Дальнего Востока при отсутствии общего миграционного закона.
Между тем проблема обострялась. За 1905-1910 годы только китайцев прибыло на Дальний Восток около полумиллиона. В этих условиях Унтербергер занял жесткую позицию: «Взгляд на желтый вопрос должен быть категорически установлен и не может зависеть от личных воззрений меняющегося состава местной администрации. Край нами занят не для колонизации его желтыми, а для того, чтобы его сделать русским». «Я предпочитаю пустыню, но русскую, — писал он в другом докладе в Петербург, — чем край возделанный, но корейский. Правда, это произойдет, может быть, и через сто лет, но, по крайней мере, у меня не будет на душе, что я дал расхитить русскую землю».
9 февраля 1909 года он направил П. А. Столыпину записку «Неотложные нужды Приамурья» с грифом «весьма секретно». Он вновь обратил внимание правительства на положение дел на Дальнем Востоке, изменившееся не в пользу России. В то же время Дальний Восток — это 7 тысяч верст береговой полосы, дающей выход в открытое море. В Восточной Сибири добывалось 79 процентов российского золота, причем более половины приходилось на Дальний Восток. Уже одно это должно было привлечь внимание Петербурга к проблемам края. И в лице председателя Совета Министров он нашел сильного союзника. 27 октября 1909 года при правительстве был создан межведомственный Комитет по заселению Дальнего Востока. Его задачами стало: общее руководство делом изучения заселения местности, пересекаемой Амурской ж. д.; содействие развитию края в промышленно-экономической деятельности; развитие инфраструктуры (пароходные сообщения, грунтовые дороги, подъездные пути к Амурской ж. д., почта и телеграф); координация переселенческой деятельности. Председательствовал в Комитете сам П. А. Столыпин. Единогласно принятые в этом учреждении решения направлялись в ведомства для исполнения. Спорные вопросы обсуждались на заседаниях правительства.
В следующем году П. А. Столыпин предпринял поездку в Сибирь. В ней, по словам своего соратника А. В. Кривошеина, глава правительства видел «колыбель», в которой вырастет новая Россия. В сущности, он был согласен с программой Унтербергера: возможно плотная и широкая колонизация края с одновременным развитием и укреплением русской жизни во всех ее проявле-ниях; сбережение естественных богатств страны, и особенно рыбных запасов, для будущих поколений и «охрана их от иностранных и своих хищников»; строительство Амурской ж. д. «немедленно, не теряя ни одной минуты, невзирая ни на какие денежные жертвы, ни на какие препятствия»; крупные государственные инвестиции в экономику края — «они все-таки неизмеримо будут меньше по сравнению с теми, которые нам приходилось бы израсходовать для отстаивания наших интересов вооруженною рукой»; установить для приезжающих на Дальний Восток низкий железнодорожный тариф, чтобы сблизить эти малонаселенные просторы с центром страны; не допускать самоза-хвата мигрантами определенных терри-торий с выдвижением требований культурно-национальной автономии как шаг к отделению их от России и главное — «не думать только о насущном дне».
Унтербергер был государственно мыслящим чиновником. Он понимал, что проблемы Дальнего Востока, как и всей Сибири, это проблемы будущего России.
В декабре 1910 года П. Ф. Унтербергер был назначен членом Государственного совета. Покидая край, которому отдал 33 года, он писал: «Я лично не сожалею, что лучшую часть своей жизни провел в Восточной Сибири. Там при большой самостоятельности и правах виден был и результат своей работы, а это возвышает дух и укрепляет веру в собственные силы». В 1912 году он был избран в Финансовую комиссию. Он входил в ряд особых комиссий верхней палаты российского парламента, в том числе в Особую комиссию для обсуждения законопроекта об отводе казенных земель для орошения Голодной степи. I После Февральской революции он был уволен со службы и уехал в Латвию. Жил попеременно в Риге и замке своего зятя Ремплин (Мекленбург), где и умер 13 февраля 1921 года.
Сенин А. Генерал-губернатор Дальнего Востока: [о крупном гос. деятеле П. Ф. Унтербергере]
Собственно, и причины, и проблемы, и выгодополучатели миграции те же самые, что сейчас, что сто с лишним лет назад.