Насчет демографического кризиса, космической экспансии и разного с этим
new_vodokachkin — 28.07.2024Некоторые мысли, на которые натолкнул этот пост во френд-ленте - https://alex-dragon.livejournal.com/709231.html. К коему натюкал я свою реплику, а затем подумалось, что тема заслуживает обстоятельного разговора, к которому имеет смысл подключить тех, кто не бывает там, зато бывает здесь. Унылый жанр "Мой комментарий к..." совершенно не в моем вкусе, да и сказать тут есть о чем шЫрше (и даже глЫбже), что ниже и сделано.
Пожалуй, начать стоит с чисто биологической стороны дела. Есть некая популяция в рамках того или иного биоценоза, худо-бедно позволяющего ей прокормиться, не вымереть от воздействия различных неблагоприятных факторов (да хотя бы климатических) и вообще обеспечиваться всем нужным из поколения в поколение. Если популяция относительно невелика, а жизненно важных ресурсов - хоть афедроном вкушай, тогда численность ее растет, и ничего неожиданного в этом нет. Растет до того предела, за которым количество вкусняшек и ништяков, достающихся на долю каждой особи, уже не может обеспечивать ее жизнедеятельность. Когда предел достигнут, тогда "средь мира дольного для сердца вольного есть два пути" - либо расширение ареала обитания, либо уменьшение поголовья популяции. В общем-то, все это из разряда "Здрасьте, Кэп!", однако слишком уж часто в рассуждениях о путях развития человеческой цивилизации упускают из вида или сознательно игнорируют тот простой факт, что к людям биологические закономерности вполне себе относятся - видимо, настолько глубоко въелись бредовые стереотипы авраамических религий, согласно которым есть всякие там живые твари, а вот человек, не в пример им, наделен опцией под названием "душа", да и вообще, по образу & подобию, все дела...
И вот, читаем мы широко любимый в народе, хотя за последние десятилетия и деградировавший преизрядно, жанр фантастики - и в нем, даже при всем сегодняшнем засилье эльфов и осточертевших попаданцев, присутствует мотив космической экспансии. Что у Гаррисона, что у Гуревича или Снегова (разве что многими буквально обожествляемый Ефремов на этот счет так и не сказал ничего внятного). Дескать, оставим свои следы на пыльных тропинках далеких планет, а затем начнем их обживать, на Марсе будут разные деревья цвести и плодоносить, города под куполами расти, учиним терраформирование и всякое такое. При этом аспект целеполагания обходится стороной или считается понятным по умолчанию, без всяких разъяснений, мол, и так все понятно. Всегда же людей тянуло в новые, доселе неизведанные края и земли, ну и дальше будет так же.
Если на то пошло, то людей, конечно, издревле тянуло наследить где-нибудь там, где прежде их нога не ступала. Правда, в разные времена и в различных условиях по-разному. В мире, условно называемым "древним", экспансия вовне происходила достаточно хаотично, свежеоснованные колонии представляли собой отнюдь не то, что мы привыкли под этим словом понимать, а, по сути, новые самостоятельные государственные образования, отпочковавшиеся от исторической родины, покинутой отцами-основателями в поисках свежих, так сказать, угодий. Весь этот тогдашний Херсонес, Тартесс, тот же Карфаген как наиболее известные примеры реализации данной стратегии. На протяжении большей части средневековья Европа пребывала большей частью замкнута сама на себя, пресловутые крестовые походы отчасти являлись попытками воспроизвести древний подход и для этого соорудить какое-нибудь "королевство Иерусалимское" (результаты, как правило, оказывались эфемерными), отчасти предпринимались с примитивно-прозаической целью пограбить (чем и мотивировались, помимо обязательной религиозной демагогии, слушатели папской речи с призывами "освободить гроб господень"). Колонизация в более-менее хрестоматийной форме началась ближе к Новому времени, с одной стороны, сработав на подготовку материальной базы буржуазного способа производства как доминирующего, с другой обеспечив значительное количество эксплуатируемой зачастую вообще бесплатно рабочей силы в добывающих отраслях, с третьей, расширив рынки сбыта. Не составляет труда заметить, что в не-советской фантастике прошлого и текущего веков космическая экспансия рисуется неким аналогом именно классического колониализма с некоторым уклоном в более архаичные формы его. Насчет концептуальной безблагодатности таких представлений автор этих строк уже высказывался, и не раз (https://new-vodokachkin.livejournal.com/128799.html ; https://new-vodokachkin.livejournal.com/252460.html ; https://v-vodokachkin.livejournal.com/122558.html ), повторяться нет смысла. А есть смысл задаться вопросом: если будет построено неиерархическое (=бесклассовое) общество с минимизацией внутренних антагонизмов и производством для обеспечения разумных существ благами и ништяками, то каковы могут быть цели космической экспансии в этом случае? Особенно если не исходить из странной аксиомы, будто бы люди в этом случае поголовно кинутся безудержно строгать детишек, и на нашем глобусе всей этой возрастающей ораве станет тесно, так что не продохнуть?
Первая из этих целей сформулирована во время оно еще Циолковским - "горы хлеба и бездна могущества"(с). Сиречь материальные ресурсы (включая те, которые на сегодняшний день в качестве таковых не рассматриваются - как лет этак 300 назад никого особо не интересовала нефть) и энергия, того и другого вне Земли до фига и более, вопрос сводится к технической стороне использования. Однако, прикидывая и экстраполируя возможности беспилотной космонавтики, можно с большим основанием предположить, что для разработки этого всего не потребуются многомиллионные трудовые армии. Да и потреблять получаемые в результате блага не составит проблемы в привычной земной среде обитания.
Разумеется, не стоит сбрасывать со счетов такое свойство нашего вида, как
Ну, а по поводу странного постулата, будто бы непрерывное увеличение человеческого поголовья представляет собой конечную цель существования цивилизации, остается лишь пожать плечами.
|
</> |