Народные писанки и Мировое яйцо. Конец XIX века. Лубенский музей, Полтавская


Таблица XVIII. Фрагмент. // Описание коллекции народных писанок : с альбомом из 33 хромолитографированных и 12 черных таблиц (всего 2219 рисунков) / составил С. К. Кульжинский. – Москва: Поставщик Высочайшего Двора Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. – 177 с. : ил. – (Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел). Вып. 1. – 1899. Metropolitan Museum of Art Libraries. Source
«Даже мертвым яйцо дает силу жизни и с помощью его они чуют дух жизни и обретают утраченные силы. Благодаря чудодейственной силе яйца, можно иметь сношения с мертвецами, которые как бы оживают на время. [...] Если положить на могилу ту крашенку, которая была первой из полученных на Пасху, то покойник слышит все, что говорят ему, т. е. как бы возвращается к жизни и к тому, что радует или печалить живущего.»

Таблица VII. // Описание коллекции народных писанок... Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source
Но далеко не всем известно, что существуют еще и иные народные писанки. Это — также куриное яйцо, но на котором по цветному фону нанесен рисунок, окрашенный в другие цвета. Писанки эти пользуются также обширнейшею распространенностью, причем встречаются везде, где живут славяне. Они представляют собою замечательное явление, необыкновенный продукт народного творчества. Если внимательно всмотреться в узоры этих писанок, то невольно поражаешься и правильностью рисунка, исполненного нередко вполне художественно, и разнообразием орнаментальных мотивов, зачастую имеющих происхождение весьма древнее, дохристианское.
11.

Таблица VIII. // Описание коллекции народных писанок... Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source
Все это дает нам право считать, что народные писанки заслуживают самого внимательного изучения, что ознакомление с ними читающей публики — дело не бесполезное. Именно с этой целью и выпускается в свет настоящий каталог.

Таблица XII. // Описание коллекции народных писанок... Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source
В яйце заключается не только видимый, вещественный мир с его жизнью и движением, но и самая душа, оживляющая тело человека, по народным поверьям, также заключается в яйце. На эту тему существует немало сказок и не только у славян, по и в таких разнородных странах, как Индия, Франция, Сицилия, Египет, земля Зулусов, Германия. В сказке, записанной в Полтавской губернии, мертвая царевна оживает, как только разбилось яйцо, в котором была заключена ее душа. В другой сказке, Кощей Бессмертный. наоборот, умирает, как только было брошено в печь яйцо, с заключенной в нем смертью Кощея. Добраться до этого яйца не всегда легко и в русском варианте сказки. Иван-Царевич должен пробираться на море-океан, на остров Буян; там есть зеленый дуб, под дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, а уж в утке яйцо. Зато стоит разбить яйцо — и погибнет бездушный Кощей, олицетворение зимней смерти, и воскреснет жизнь и радость.
16.

Таблица XIV. // Описание коллекции народных писанок... Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source
Даже мертвым яйцо дает силу жизни и с помощью его они чуют дух жизни и обретают утраченные силы. Благодаря чудодейственной силе яйца, можно иметь сношения с мертвецами, которые как бы оживают на время. Забегая несколько вперед и говоря про современное употребление писанок, мы здесь напомним обычай ходить на Пасху на кладбище христосоваться с покойниками. Если положить на могилу ту крашанку, которая была первою из полученных на Пасху, то покойник слышит все, что говорят ему, т. е. как бы возвращается к жизни и к тому, что радует или печалить живущего. К этому вопросу мы еще вернемся в следующей главе.
17.

Таблица XV. // Описание коллекции народных писанок... Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source
Яйцо дает плодородие. — В Великороссии на праздник Пасхи крестьяне ставят на стол кадку с зернами пшеницы, зарывают в них яйцо, и зерна эти берегут для посева. Также, отправляясь сеять лен, кладут в мешок с семенами яйца, а при посеве конопли разбрасывают по полю яичную скорлупу.
18.

Таблица XVIII. // Описание коллекции народных писанок... Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source
В Херсонской губернии, когда выезжают сеять коноплю, то едят варение яйца, чтобы семена были крупные. В день Вознесения крестьяне ходят на поля, засеянные рожью, подкидывают вверх красные яйца, чтобы рожь поднялась так высоко, как подброшенное в воздух яйцо. Последний обычай особенно знаменателен; он прямо напоминает принесете яйца, символа солнца, в жертву его небесному прообразу.
19.

Таблица XIX. // Описание коллекции народных писанок... Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source
В Харьковской губернии крашанки зарывают в землю на ниве, чтобы хлеб был полный и не вылегал. В Чехии скорлупу от пасхальных яиц народ зарывает в землю, чтобы сделать ее плодородной, а скорлупу обыкновенных яиц заботливо сжигают, так как злые люди могут наворожить па нее и причинить несчастие.
20.

Таблица XX. // Описание коллекции народных писанок... Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source
Яйцо не только источник плодородия земли, но и всяческих щедрот; оно дает человеку не только необходимое, но и богатство. В малорусской сказке о первом веке творения мышь и воробей делились просом и завели драку. В драке приняли участие все звери и птицы, и последние с помощью человека одолели; человек в благодарность получил яйцо, в котором заключалось целое царство. … » [Стр. 39]
21.

Таблица XXI. // Описание коллекции народных писанок... Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source
22.

Таблица XXII. // Описание коллекции народных писанок... Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source
23.

Таблица XXIV. // Описание коллекции народных писанок... Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source
24.

Таблица XXV. // Описание коллекции народных писанок... Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source
25.

Таблица XXVII. // Описание коллекции народных писанок... Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source
26.

Для увеличения нажмите на изображение. | Описание коллекции народных писанок... Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source
27.

Для увеличения нажмите на изображение. | Стр. 1. Оглавление. // Описание коллекции народных писанок... Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source
28.

Для увеличения нажмите на изображение. | Стр. 3. Введение. // Описание коллекции народных писанок... Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source. Original (2940 × 4044)
29.

Для увеличения нажмите на изображение. | Стр. 4. Введение. // Описание коллекции народных писанок... Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source. Original (2940 × 4044)
30.

Для увеличения нажмите на изображение. | Стр. 34. // Описание коллекции народных писанок... Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source. Original (2940 × 4044)
31.

Для увеличения нажмите на изображение. | Стр. 39. // Описание коллекции народных писанок... Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source. Original (2940 × 4044)
32.

Для увеличения нажмите на изображение. | Стр. 109. Каталог. // Описание коллекции народных писанок... Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. Этнографический отдел – Москва: Т-во Скоропечатни А. А. Левенсон, 1899. Source. Original (2940 × 4044)
Ссылки и источники:
Opisanīe kollek︠t︡sii narodnykh pisanok / sostavil S.K. Kulzhinskīĭ. Metropolitan Museum of Art Libraries, Thomas J. Watson Library:
- https://library.metmuseum.org/record=b1355022
- https://libmma.contentdm.oclc.org/digital/collection/p15324coll7/id/4844
Pysanky: Dyeing to Celebrate Easter. March 30, 2016. Dan Lipcan, Associate Museum Librarian, Thomas J. Watson Library: https://www.metmuseum.org/blogs/in-circulation/2016/pysanky
Также см. ссылки в тексте.
Пасха в блоге «Искусство. История. Идеи.» ранее:
Страсти Христовы и Воскресение в искусстве: иконография. Пасха в России и Европе, 2021-05-02
Пасха в России и Европе. Страсти и Воскресение Христовы в искусстве. Лекции. 2020-04-19. Видео-цикл, посвященный Пасхе, из семи мини-лекций от Музеев Московского Кремля. Пасха в Западной Европе, Каталин Медведева. Традиции мироварения в Москве и России, Сергей Захаров. Пасха при дворе русских царей в XVI-XVII веках, Юлия Уварова. Пасха при дворе русских императоров, Юлия Уварова. Пасхальные подарки в России в XIX - нач. XX в. Яйца, открытки. Фаберже и другие, Юлия Уварова. Страсти Христовы в искусстве от раннего христианства до Возрождения. Елизавета Титова. 37:16.
7. Воскресение Христово в искусстве от древности до Блейка, Елизавета Титова.
Как христосовались покупатели Фаберже. Россия времен Александра III и Николая II. Часть 1. Большой материал. 2016-05-02
Как христосовались покупатели Фаберже. Часть 2. Большой материал. 2016-05-04
Пасха в дореволюционной России. 2019-04-28
Кратко про историю российских пасхальных традиций, Пасху в дореволюционной России, яйца Фаберже, а также видеозапись лекции «Пасха при дворе русских императоров в XIX в.: традиции, церемонии, подарки». Лектор: Уварова Юлия Николаевна, Музеи Московского Кремля.
Пасха и Фаберже. Как клиенты фирмы Фаберже поздравляли с Пасхой своих близких и подчиненных. 2017-04-15
Пасхальный натюрморт. 1909 - 1920-е. Три картины, открытка и воспоминания о Пасхе художника Сергея Арсеньевича Виноградова (1869-1938). 2017-04-17.
Пасха у футуристов в 1915 году. 2018-04-09
Клевер – эмблема удачи. Яйцо «Клевер» от Фаберже. 2016-04-30
Слуги. Подвиг слуги. 2016-05-30. Из мемуаров Юсупова. Иллюстрации: продукция фирмы Карла Фаберже
Христосование. Кустодиев, 1916. 2016-05-01
Подписаться:
Телеграм канал Искусство. История. Идеи: https://t.me/arslongavita
YouTube-канал Лекции. Искусство. История. Идеи
https://gorbutovich.livejournal.com