Народы государства и народы per se?
augean_stables — 18.01.2024 (В продолжение дискуссии об этноцентризме)Недавнее высказывание вице-спикера Госдумы Петра Толстого о сходстве диаспор с мафией вызвало достаточно неоднозначную реакцию в медиасреде
Вообще феномен диаспор достаточно интересен сам по себе, и это отсылает нас к проблеме актуализации этнической идентичности и "этноцентризма" в частности, чем государственные деятели вполне могут быть недовольны.
В этом контексте достойны внимания наблюдения советских и российских социологов, изучавших этническую идентичность в конце 1980-х и на протяжении 1990-х годов, которые приводят в своей книге "Нация и демократия: перспективы управления культурным многообразием" Э.Паин и С.Федюнин.
Так, русские как этническая группа по сравнению с другими обладали весьма слабым уровнем актуализации этнической идентичности. Так, в союзных республиках в конце 1980-х, в ряде которых уже вовсю действовали националистические "народные фронты", русские продолжали относить себя к "советскому народу", в то время как другие этнические общности от этой идентичности уже отказывались.
Вопрос о развитии своей "национальной (этнической)" культуры также был более важен для других этнических групп, чем для русских.
Ситуация не сильно изменилась и в молодой Российской Федерации в 1990-х годах. Исследователи отмечали "этнический нигилизм" среди представителей русской этнической общности. Однако в ситуации нарастания напряженности между этническими группами русские также активировали этническую идентичность, хотя доля тех, для кого она была ведущей, не превышала по опросам 25% респондентов-русских.
Важно то, отмечают авторы, что подобная ситуация не уникальна для русских как этнической общности. Подобные паттерны (отождествление себя с государством, а не этнической группой) характерны для многих "больших" народов, которые склонны воспринимать государство как свое собственное "по умолчанию".
Так, кастильцы вообще "пожертвовали" свой этноним "испанцы" и название языка в пользу гражданской нации, у англичан британская идентичность сильнее "английской", то же характерно и для французов по сравнению с корсиканцами.
Этнические меньшинства, тем самым, более склонны к этноцентризму, поскольку ощущают себя в не то что бы очень "своей" среде. Отсюда и феномен диаспор.
Другое дело, что и этническое большинство, для которого образ "государственной" идентичности символически притягателен, во многом оказывается обманутым, поскольку этот образ оказывается "пустым означающим", потому что правительственные институты выхолащивают гражданскую активность, контролируют производство политических символов и самоорганизацию, которая как раз и даёт ощущение "общего дела" для граждан.
В свою очередь снижение горизонтальной гражданской активности, которое, кстати, характерно не только для России, обуславливает ещё большую притягательность "этноцентризма", который предлагает интуитивно понятные символы и образы своих и чужих, общего дела и т.д.
Заметки на полях
Jan 17 at 21:21
|
</> |