Народ к коммунизму готов! Фото Советской России 1921—1923 гг.
sergeytsvetkov — 10.10.2025
Некогда богатая и изобильная страна в результате развязанной большевиками гражданской войны, была ввергнута в нищету, бесправие и хаос. (А. Аверченко)
Фотографии, сделанные иностранными корреспондентами в Советской России в период 1921—1923 гг.
В качестве краткого предисловия напомню о том, что значила для нашей страны Гражданская война, то есть о цене, которую большевики взыскали с России за их сохранение у власти.
"Если бы в этот трагический момент нашей истории не нашлось среди русского народа людей, готовых восстать против безумия и преступления большевицкой власти и принести свою кровь и жизнь за разрушаемую родину, — это был бы не народ, а навоз для удобрения беспредельных полей старого континента, обреченных на колонизацию пришельцев с Запада и Востока. К счастью, мы принадлежим к замученному, но великому русскому народу". (Григорий Николаевич Трубецкой)
Цена гражданской войны в России выражается, во-первых, в огромных человеческих и экономических потерях: по разным оценкам, страна потеряла больше 10 миллионов человек в результате боевых действий, террора, голода, эпидемий и эмиграции. Доля военных потерь на фронтах составляла до 10—15%, остальное — гражданское население. Особо тяжелыми были потери от голода 1921 года и эпидемий: только от голода погибло до 5 млн человек.
ВВП России сократился за годы войны до 38% от уровня 1913 года.
Промышленное производство снизилось в 7 раз, сельское хозяйство — на 38%.
Ущерб народному хозяйству оценивается в от 39 до 50 миллиардов золотых рублей.
Сильно пострадала инфраструктура, квалифицированные кадры, полностью нарушились товарообмен и связь между городом и деревней.
Произошла почти полная смена социальных слоев: уничтожены буржуазия и помещики, частично уничтожена интеллигенция и духовенство — часть эмигрировала, часть погибла.
Население резко обеднело, пострадал культурный и образовательный уровень общества.
Итак, гражданская война — это подлинная катастрофа в русской истории. Она полностью разорила страну, довела население до людоедства, а большевиков убедила в высочайшей эффективности тотального террора и насилия как методов управления. Хуже всего, что именно эти методы управления легли в основу дальнейшей политики, уже в мирное время.
Ну, а теперь вглядимся в лица тех людей, которые, как беззаветно врал Ленин на одном из своих выступлений (на Красной площади, 1 мая 1919 г.), должны были узреть царствие небесное ещё при своей жизни:
«Большинство присутствующих, говорит тов. Ленин, не переступивших 30–35-летнего возраста, увидят расцвет коммунизма, от которого пока мы ещё далеки. Указывая на детей, тов. Ленин говорит, что они, участвующие теперь в празднике освобождения труда, в полной мере воспользуются плодами понесённых революционерами трудов и жертв... (Бурные аплодисменты.)».
Источник: «Вечерние Известия Московского Совета» №230, 2 мая 1919 года, В. И. Ленин, ПСС (полное собрание сочинений), т. 38, с. 325.
Вот эти люди, дети, которые, по мнению Ильича, полностью готовы жить в коммунистическом обществе.

Государство с передовой наукой усилиями революционеров всех мастей мгновенно опустилось во тьму диких, средневековых нравов и всеобщей нужды... ( И. Сикорский)


О, ужас, до чего довели богатую, обильную, сытую и гостеприимную Россию. Да будут прокляты виновники горя голодных людей и осиротелых семей, оставшихся без отцов... (П.Филевский)

Кто-нибудь крикнет: там что-то дают сахар или колбасу, или мясо, иногда для — жалости, и вот эти бродячие люди как голодные собаки на зов кухарки бегут со всех сторон, но, постояв час, другой с поникшей головой расходятся. За все эти унижения человеческого достоинства должен ответить проклятый коммунизм и его создатели, «отольются волкам овечьи слезы». (П. Филевский)

Большевики создали безпризорников, отобрав у детей родителей и самоё детство, а после сами себе поставили в заслугу борьбу с безпризорными. При этом, конечно же, огромная масса детей не выдержала жутких условий жизни, но большевики предпочитают об этом молчать ( А. Семёнов)




«Города стояли пустые, как кладбища, деревни — вымерли. По дорогам бродили голодные дети, крестьяне в лохмотьях тащили на себе последние пожитки… Россия была разорвана, истощена, обескровлена» (Толстой, А. Н. Дневник писателя (1918–1922) // Русская интеллигенция в революции и эмиграции. 1917–1922: Документы и воспоминания / под ред. В. А. Цветкова. — М.: Республика, 1991. — С. 302).



«Я видела, как умирали дети от голода на руках у матерей, которые сами уже не могли плакать. Это было не просто страдание — это было исчезновение человеческого достоинства» (Тимирёва, А. В. Записки русской учительницы. — М.: Захаров, 2003. — С. 189).



«Гражданская война не имела ни одной гуманной черты. Каждая сторона превращала население в поле боя, в объект репрессий, в источник продовольствия и рекрутов» (Мельгунов, С. П. Красный террор в России. 1918–1923. — М.: Терра, 1992. — С. 7).

Крестьянин Ярославской губернии П. В. Бугров: «Наступила
тяжкая и голодная жизнь: хлеба нет, семью кормить нечем, многие в
деревне едва держатся на ногах…».

«Я не знаю, можно ли назвать то, что происходило в России с 1918 года, войной. Это была катастрофа — моральная, социальная, экономическая. Народ страдал не за идею, а за то, что его использовали как топливо для революции» (Струве, П. Б. Избранные сочинения: в 3 т. — Т. 3. — М.: Русский путь, 1997. — С. 441).



«Что вы хотите от нас? Мы уже не знаем, кто красные, кто белые. Приходят одни — забирают лошадь. Приходят другие — забирают хлеб. А мы — умираем» (ГАРФ. Ф. 101, оп. 1, д. 154. Лист 32. Протоколы допросов крестьян Уральской губернии (1920 г.) // Красный террор на Урале: 1918–1920 / науч. ред. А. А. Игнатов. — Екатеринбург: УрО РАН, 1998. — С. 112).

«Солдаты приходили и забирали последнее: муку, картошку, корову. Потом пришли другие — и забирали то, что осталось. А когда голод пришёл, мы ели кору, потом — дохлых собак» (Линник, Р. Ю. (сост.). Голод 1921–1923 годов в Поволжье: документы и свидетельства. — Саратов: Изд-во СГУ, 2001. — С. 67).







«Мне было шесть лет, когда я впервые увидела мёртвого человека на улице. Мама сказала: „Не смотри“. Но я уже поняла, что мир стал другим — жестоким и непонятным» (Гинзбург, Е. С. Крутой маршрут: в 2 ч. — Ч. 1. — М.: Посев, 1990. — С. 23).





***
Приобретайте мои книги в электронной и бумажной версии!
Мои книги в электронном виде (в 4-5 раз дешевле бумажных версий).
Вы можете заказать у меня книгу с дарственной надписью — себе или в подарок.
Заказы принимаю на мой мейл [email protected]
«Последняя война Российской империи» (описание)

«Суворов — от победы к победе».


ВКонтакте https://vk.com/id301377172
Мой телеграм-канал Истории от историка.
|
|
</> |
Как Strive помогает внедрять OKR и повышать вовлеченность сотрудников
Экскурсия с бездомным
Какая умная со смыслом песня про современных женщин...
"Состязание с Филатовым все равно происходит". Как Золотухин бил по
Мир большой и мир маленький
Позавчера Карло и Камилла Бурбон-Сицилийские посетили 60-летие Всемирного фонда
Пост № 10000. Продолжение следует!)
На 87 году жизни умер Сергей Георгиевич Кара-Мурза
Акула...

