народ, Церковь и статистика
mmekourdukova — 27.02.2017 «Всего один раз, но мне удалось – это было в 1942 году – посетить лагерь военнопленных. Это был офицерский лагерь, расположенный около Бад-Киссингена. В нем содержалось около трех тысяч советских командиров, главным образом, молодых лейтенантов; но были и штаб-офицеры – в особом здании (изолированно от всех в этом лагере находился сын Сталина – Яков). Можно представить себе мое удивление, когда среди этих советских офицеров, родившихся после Октября, сразу же организовался церковный хор, спевший без нот всю литургию. Приблизительно половина пленных захотели принять участие в церковной службе, общей исповеди и причастились Святых Тайн.(Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской), Избранное, 1999, т. 2., с. 148). Курсив – авторский.
Это я к чему.
Все знают, что у нас церковностью (а церковность = христианству, так?) по умолчанию считается участие в богослужениях, опыт в этом деле, знание порядка служб и порядка на службах, следование дресскоду, лингвистическому коду и прочим уставам, понимание богослужебных текстов, способность воспроизводить их наизусть. Что же ещё? Требуется в первую очередь это, это – в первую очередь!! а во вторую и в третью, собсна, не требуется ничего. Я сейчас не о том, правильно ли такое понимание христианства, я о том, что вот какое по-умолчанию-определение мы имеем, за неимением других. Не зря владыка курсивом-то хор без нот отметил. Это нам не кот начихал, а важнейший и удивительнейший для него признак.
По свидетельству владыки Иоанна, тот лагерь, та обширная (3 000 из тогдашних примерно 97 000 000) и случайная выборка из мужчин, в большинстве своем получивших воспитание и образование уже при советской власти, проявила себя как Церковь – по крайней мере 50% уж точно. Если бы там были не мужчины, а женщины, процент наверняка не упал бы. А скорее напротив.
Проще говоря, в 40-х годах «советский» народ был полноценной Церковью. Вот по этому вышеприведенному определению, которое по умолчанию принято. Повторяю – я не собираюсь доискиваться, правильное ли оно, но именно оно по умолчанию принято. Христианином считается тот, кто на церковной службе как рыба в воде, знает все слова и телодвижения.
Вот любопытно, если сейчас собрать на одной площадке пропорциональное к нынешнему населению количество случайно выбранных россиян мужеска пола призывного возраста, то что будет? Какой процент пожелает принять участие в литургии, и, главное курсивом, составится ли хор, способный «обслужить» ту литургию наизусть?
(Что касается здешних россиян и граждан СНГ, то я хорошо знаю, что будет, если взять случайную и пропорциональную к общему числу выборку таких мужчин и предложить им устроить литургию в полевых условиях).
|
</> |