Наркоугроза
el_murid — 23.01.2014"...Оккупируемый войсками НАТО Афганистан третий год подряд
ставит рекорды по количеству выращенного опиумного мака. Согласно
докладу Управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC), в 2013
году посевы опиатов в Афганистане заняли рекордные по масштабам за
всё время наблюдений площади. Несмотря на неблагоприятные погодные
условия, особенно в западной и южной частях страны, плантации мака
заняли в совокупности более 209.000 гектаров, превысив показатель
предыдущего года на 36%..."
(Н.Малишевский
"На игле у "миротворцев")
(график взят из Доклада UNODS "Afghanistan Opium Survey 2013. Summary findings")
Оборот наркогруппировок в 18 млрд долларов, безусловно, не является их доходом - значительные суммы уходят в карманы чиновников режима Афганистана, коррумпированных военных и гражданских чиновников ISAF, более чем вероятно, что часть наркодолларов оседает в "черных кассах" ЦРУ и пакистанской ISI, уходят на подкуп чиновников, сидящих на транзитных путях в странах Центральной Азии и России. Поэтому оценить, какими именно суммами оперируют непосредственно наркокартели Афганистана, чрезвычайно сложно. Разброс в оценках весьма велик - от 10 до 50% указанной суммы.
Тем не менее, финансовые ресурсы наркокартелей колоссальны. Талибан, Аль-Кайеда, посредничающая между ними мощная сеть Хаккани, другие структуры регионального и глобального джихада уже сегодня опираются на наркодоходы, как свой серьезный финансовый ресурс, сопоставимый со всей суммарной иностранной помощью. Война в Афганистане уже сейчас переведена на хозрасчет и практически не зависит от внешней помощи.
Вывод американских войск из Афганистана теперь никак не повлияет на процессы, которые происходят в этом регионе. Интересы противоборствующих группировок завязаны на огромные доходы от торговли наркотиками и поэтому политические и религиозные противоречия между всеми участниками внутреннего конфликта серьезно балансируются общими интересами, связанными с торговлей опиумом.
Американцы за годы оккупации создали самоподдерживающуюся систему, которая не нуждается во внешней помощи и более того - она объективно отвергает ее. Если ранее существовали иллюзии того, что в Афганистане возможно создать промышленность, систему образования, запустить процессы урбанизации и разрушения родо-племенного уклада, которые постепенно смогут вывести эту страну на модернизационные рельсы, то созданная экономика, опирающаяся исключительно на один - но чрезвычайно выгодный товар - делает любые усилия по "цивилизовыванию" региона практически бесперспективными. Никто не сможет предложить афганской элите проект, приносящий ей больший доход, чем наркоторговля.
В таких условиях ликвидация наркопроизводящего анклава выглядит чрезвычайно тяжелой задачей для всех стран региона, которая будет отвлекать сопоставимые с доходами наркокартелей ресурсы - финансовые и военные. Фактически США создали пылесос, высасывающий у только-только образующегося военно-политического союза ШОС возможности на поддержание хотя бы видимости стабильности в этой точке региона. Естественно, отвлекая их от других насущных задач - в первую очередь, на противостояние американским проектам в этом регионе.
Проблема в том, что у ШОС нет 18 млрд долларов ежегодно на Афганистан. Что означает только одно - афганская проблема на нынешнем этапе будет неразрешимой, и для России единственная тактика - это укрепление границ стран Центральной Азии с Афганистаном. Тактика оборонительная, а потому малоэффективная. Однако другой пока нет и быть не может - мы физически не способны противостоять таким колоссальным возможностям наших противников.