Наоми Суэнага «Стоиеновая певичка, или райский ангел»
fem_books — 27.02.2018Гиперион, 2014. 192 с.
Я до сих пор сомневаюсь насчет этой книги: понравилась она мне или не очень, считать ее феминистичной – или, опять же, не очень. Одно могу сказать точно: это история, рассказанная женщиной о ее собственной жизни, мечтах и надеждах, неудачах и сомнениях, причем рассказанная с большой долей самоиронии и с твердой верой в то, что все социальные ожидания (и желание мужчины сделать из нее домохозяйку) должны отступить перед ее личной мечтой – стать успешной исполнительницей традиционных японских песен (энка).
Интересный момент: не так легко определить, что для героини важнее – «стать» или просто «быть». Мои сверстники-студенты считают, что уже в наши годы человек должен «стать» кем-то значимым в творческой\научной\бизнес-среде. Уже нельзя ждать до 30-40 лет – нужно добиться успеха прямо сейчас! А героиня этого романа Ринка Кадзуки – «стоиеновая певичка», то есть исполнительница низкого уровня, не имеющая собственных авторских песен и зарабатывающая выступлениями в оздоровительных центрах и маленьких кабаре. На нее тоже давит социальное «омоложение успеха»: ей далеко за 30, но сценический имидж – 24, а к финалу произведения – даже 20 лет. Она тоже мечтает «стать» – выпустить однажды пластинку с песнями, прославиться – однако в конечном счете Ринка вполне довольна своей повседневной жизнью, складывающейся из минуток славы и хорошо исполненных песен (пусть и не своих). И этим привлекает книга: она описывает типичные дни рядовой певицы, ее запутанные отношения с любовником, околомузыкальную тусовку, ночные возвращения с работы, восприятие чужого успеха и многое другое. Мы видим драму несовпадения смелой мечты и скудного ее воплощения в реальности и можем задуматься о том, всегда ли нужно позволять большой мечте затмевать наши будни, потому что любая мечта – фантазия, а жизнь проходит здесь и сейчас (даже если это и неуспешные по чьей-то мерке «здесь и сейчас»).
Ринка – очень неоднозначный персонаж, ей не всегда легко симпатизировать. Она живет в квартире, снятой женатым мужчиной, который скрывает эту связь от жены, и нисколько не рефлексирует по этому поводу; у нее нет настоящих друзей, только временные приятели из творческой тусовки, нет своего дома (собственного угла), нет четкого плана на будущее или хотя бы представления о том, каким оно должно быть. Но для Японии Ринка – нетипичный женский образ: она не стремится обзавестись мужем и детьми, даже не пытается заниматься домашним хозяйством, зато разъезжает по стране с выступлениями и гордится личными профессиональными достижениями.
С livelib: Наоми Суэнага (р. в 1962 г.) принадлежит к числу наиболее популярных и успешных японских беллетристок. Прежде чем обратиться к литературному творчеству, она, по образованию график-дизайнер, в течение ряда лет работала секретарем у известного создателя комиксов Ёсинори Кобаяси, затем стала хостессой в кабаре, а позднее — эстрадной певицей. Перипетии личной биографии легли в основу романа «Стоиеновая певичка, или Райский ангел» (1997).
|
</> |