В 1549 году Вероника сопровождала свою невестку в Мантую на
свадьбу герцога Франческо III c Екатериной Австрийской. Вернувшись
оттуда, она скончалась в 1550 году. Похоронена рядом с мужем в
церкви Св. Доминика. Обе могилы уничтожены в 1556 году испанцами,
удерживавшими город против войск папы и его союзников.
Сохранилось 80 её стихов и 150 писем (современное критическое
издание Алана Баллока в настоящий момент атрибутирует ей 67
стихотворных произведений). Большинство её произведений — сонеты,
хотя также Вероника писала мадригалы, баллады и станцы. Кроме
политических произведений она писала на тему любви, религии и
пасторали.
Поэма Вероники «Quando miro la terra ornata e bella» входила
во многие антологии ренессансной лирики и обладала таким качеством,
что даже приписывалась иногда
Виттории Колонна. Это стихотворение было адресовано
Козимо I, герцогу Флоренции. Предполагают, что в ответ на это
стихотворение герцог дал Иполлито, сыну Вероники, в управление
Сиену.
Классические сборники Гамбары оставляли многие её
стихотворения ненапечатанными. С 1553 по 1995 годы стандарт
«полного» издания тем не менее исключал её любовные стихотворения.
Все стихи, которые сумел опубликовать Коста в 1890 году под
заглавием Sonetti Amorosi Inediti o Rari di Veronica Gambara da
Correggio, являются любовными, полными отчаяния и пессимизма, что
заставляет считать, основываясь на истории её жизни, что у Вероники
были любовники до и после замужества. Семья Гамбары, занимавшаяся
изданием её трудов, не желала, чтобы о подобных вещах было
известно, так как это противоречило бы традиционному образу
целомудренной дамы, чья жизнь была посвящена городу, литературе и
сыновьям. Поэтому первое место отводилось патриотическим стихам,
затем переписке с уважаемыми гуманистами Бембо и Колонна.
Редкий случай её датированного творчества — выход в печати в
1504 году «Or passata è la speranza» вместе с другой лирикой,
которую положил на музыку композитор Тромбончино. К 1530 году её
поэзия была известна на полуострове, с 1535 года её стихотворения
начинают включать в антологии. Сама Гамбара не занималась печатью
своих трудов.
Посмертно ряд её стихов был напечатан в Венеции в сборнике
«Rime di diversi eccellenti autori bresciani» (1554). «Fiori delle
rime dei poeti illustri» были изданы в Венеции в 1558 году. Также
её напечатали в самом раннем из сборников, полностью посвященных
женской поэзии — «Rime diverse d’alcune nobilissime, et
virtuosissime donne» (1559).
Феличе Риццарди был первым редактором, кто издал книгу,
состоящую исключительно из её произведений — только в 1759 году в
Брешии вышли «Стихотворения и письма» («Rime e lettere»). Он собрал
42 произведения, распределив их в хронологическом порядке по своему
разумению.
До свадьбы темой стихов Вероники была драматизация борьбы с
домогательствами мужчин, ищущими её любви, тоска и отсутствие
самоуважения. Став замужней женщиной, Вероника начала писать более
спокойные произведения (по крайней мере, пока не скончался её
супруг). Есть ряд сочинений, написанных с дипломатическими
(практически льстивыми) целями. Самые известные её стихи воспевают
пейзаж, оплакивают смерть супруга и отдельных поэтов и друзей,
восхваляют сильных политиков и воспевают дружбу с поэтами.
Преобладает любовная лирика, часть которой несёт явные
автобиографические черты. Настроение произведений часто печальное,
с гневом, обращённым против себя. Встречаются и эротические
моменты.
Несколько стихотворений Гамбары перевела на русский
София Пономарева. Я, мягко скажем, не в восторге от переводов,
однако других нет.