Наказание женщин за колдовство в Русском государстве XV–XVII вв.

Итак:
В Московской Руси любое занятие магией как обращение к
нечистым (демоническим) силам и отступление от веры в Бога
запрещалось духовными и светскими властями, преследовалось и
осуждалось как религиозное преступление. Отметим, что единой
санкции в каноническом (церковном) праве за применение чародейства
установлено не было.
В зависимости от тяжести совершенного деяния к виновным обоего пола
применялись разного рода епитимьи (вплоть до отлучения от церкви) и
смертная казнь в виде сожжения или утопления. Государственной
властью, действовавшей в союзе с церковной, при наказании
преступников, уличенных в колдовстве, помимо смертной казни
применялась также ссылка в отдаленные местности. Специально
посвященные колдовству статьи в светских правовых источниках до
XVII в. отсутствовали.

Традиционными «женскими» колдовскими преступлениями в Русском государстве являлись дела, связанные с ворожбой и знахарством. Так, согласно Псковской второй летописи, в 1411 г. «псковичи сожгоша 12 жонке вещих». Весной 1443 г. по обвинению в чародействе князь Иван Андреевич «поймал Андрея Дмитреева и жену его Марью, сжег, на Мироносицы, в Можайске». В январе 1498 г. Иван III, узнав, что к его супруге Софье «приходиша бабы с зелием; обыскав тех баб лихих… велел их казнити, потопитив Москве реке нощию».
Приговорной грамотой Троицко-Сергиевского монастырского
собора от 31.10.1555 г. предписывалось в принадлежавших ему землях
«волхва, или бабу ворожею, бив да ограбив да выбити из волости
вон». В августе 1575 г. по распоряжению Ивана Грозного были сожжены
«в Новегороди 15 жен а сказывают, ведуньи, волхвы».
Обвинение в чародействе нередко использовалось в качестве способа
разрешения разного рода конфликтов и устранения неугодных людей
путем их оклеветания. Подтверждением тому могут служить женские
«ведовские» дела XVII в., большинство которых возникало по «извету»
(доносу) либо оговору из-за каких-либо бытовых мелочей, корыстных
целей или в качестве личной мести, нередко вовлекая в следствие
широкий круг лиц.
Подобные дела обычно касались наведения порчи либо иных
посягательств колдовскими средствами на жизнь и здоровье людей
(любовные привороты, лечение разных хворей, бесплодия и пр.). Часть
таких дел приобретала характер государственной важности, так как
имела непосредственное отношение к царской семье, благополучие
членов которой особо оберегалось.
Так, 30 января 1635 г. Антонида Чашникова, одна из «золотных
мастериц» царицы Евдокии, нечаянно выронила в палате у золотошвеек
платок, в котором был «заверчен корень неведомо какой». Поскольку
женщина была вхожа во дворец, делу был дан ход.
На первом «роспросе» обвиняемая показала, что «тот корень не лихой,
а носит она его с собою от сердечныя болезни». Но когда мастерице
пригрозили пыткой, созналась, что этот предмет для защиты от
«лихова мужа» ей дала ворожея «жонка Танька», которая живет на
Здвиженской улице и «ходит… к государевым мастерицам». Таньку
отыскалии допросили.
Вначале она отрицала знакомство с Чашниковой, но когда их поставили
«с очей на очи», созналась в том, что дала мастерице корень
«обротим», чтобы «муж ее любил». Под пыткой обе женщины повторили
прежние показания, но отрицали умысел в наведении порчи «на
государя с государынею и их царских детей». Однако «за опалу в
ведовском деле» были наказаны вместе с мужьями. «Сын боярский
Григорий Чашников с женою» были сосланы в Казань, а Гриша Плотник с
женою Танькою – на Чаронду.

В. Максимов Приход колдуна на крестьянскую
свадьбу.
Похожее, но более масштабное дело было начато 16 ноября 1638
г. По «извету» царицыных золотошвеек Марьи Сновидовой и Степаниды
Арапки была обвинена мастерица Дарья Ламанова в том, что «сыпала
песок на след государыни-царицы». В ходе розыска под пыткой Дарья
призналась, что таким способом по научению «ворожеи Настасьицы»
пыталась избавиться от подозрений мужа в неверности.
Последняя на очной ставке сначала все отрицала, но, когда ее стали
«огнем жечь», призналась, что рубашечным пеплом велела посыпать
«государской след» не для «лихова дела», а для того, «как тот пепел
государь и государыня перейдет, а чье в те поры будет челобитье и
то дело сделается». Женщина созналась, что ворожить ее научила
жонка Манка Козлиха. Последняя на «роспросе» от своих занятий
ведовским ремеслом не отказывалась, но утверждала, что «лихим
словом не наговаривает» и назвала баб, которые «подлинно умеют
ворожить».
В итоге в деле появились три слепые ворожеи: Улька, Дунка и
Феклица. На допросах они были изобличены в ведовских занятиях, но,
несмотря на пытки огнем, никаких «лихих слов» в адрес государя не
открыли. Возможно, на этом бы дело и завершилось. Но в январе 1639
г. умер пятилетний царевич Иван, в марте – новорожденный наследник
Василий.
Несчастья связали с ворожбой Ламановой, и 1 апреля 1639 г. царь
приказал вновь «расспросить и пытать накрепко» мастерицу Дашку и
ведунью жонку Настьку. На повторном допросе они показали, что «над
государем и над государынею и над их государскими детьми… лихое
дело не умышляли» . Пыткам подвергли других колдуний и «допросом
оговоренных» мастериц Авдотью Ярышкину и Прасковью Суровцеву. Но
ничего нового в деле не открылось.
Вскоре после пыток ворожеи Настька и Ульянка умерли. Прочих
подсудимых отдали приставам под стражу до окончания дела. В
сентябре 1639 г. было приказано Дарью Ламанову с мужем сослать в
Пелым, Манку Козлиху – в Соликамск, Феклицу с мужем – на Вятку,
Дуньку – в Кайгород, Авдотью Ярышкину с семьей – в Каргополь,
остальных причастных к делу мастериц выслать из дворца и «впредь в
царицыну чину не быть».

В XVII в. борьба с колдовством усилилась. Так, царской
грамотой 1648 г. в Белгород «Об исправлении нравов и уничтожении
суеверий» предписывалось православным людям под страхом наказания,
чтобы они «ворожей, мужиков и баб, к болным и ко младенцом, в дом к
себе не призывали».
Запрет на колдовство был введен указом царя от 14.01.1653 г.,
предписывавшим после его оглашения тем, «хто учнет коренья держать
и травы держать и траву чинить и костьми ворожить, хто учнет к
ворожом ходить, того б государь великои жестоко казнил без пощады».
Царские грамоты с этим указом были разосланы во многие города,
включая «украинные и за-московские».
В частности, в направленной в Тулу грамоте от 09.02.1653 г.
уточнялся способ казни этих «злых людей». Их повелевалось «во
обрубех (в срубах), обложивше соломою, жечь на смерть безо всякие
пощады и домы их велено разорить до основания».

На практике подобные казни совершались и до появления данного
документа. Например, в 1647 г. шацкому воеводе Григорию Хитрово
поступил указ царя, повелевавший женку Агафьицу и мужика Терешку
Ивлева «у пытки расспросить… каких людей они портили и до смерти
уморили, и… каким людям килы (опухоль) и невстанихи (половое
бессилие), делали, и кто с ними тем мужикам и женкам такое дурно
делали».
После пытки Агафья созналась, что «к мужикам килы присаживала и
невстанихи делала», а также вместе со своей сестрой Евдокией
«испортила и уморила до смерти приказного дьячка… Федьку Севергина…
крестьянина Степанка Шахова, да испортила земскаго дьячка Шишку…
присадила килу сестры своей к Овдотьицыну деверю к Степанку».
Обвиняемая также назвала и своих «учителей»: «тому дурну учила ее
Агафьицу сестра ея Овдотьица да сестры ея… свекор… Терешка Ивлев».
Последний под пыткой дал признательные показания, а Евдокии удалось
избежать наказания. Она до начала расследования «сбежала неизвестно
куда». В итоге царь приказал воеводе: «женку Агафьицу и мужика
Терешку… причастить святых Божьих тайн… вывесть на площадь и,
сказав им их вину и богомерзкое дело, велел их на площади вструбе,
оболокши соломою, сжечь».

Во второй половине XVII в. число казней за чародейство
возросло. Так, в 1674 г. в г. Тотьме по оговору в порче была
сожжена в срубe «при многих людях» женщина Федосья. При
казни она объявила, «что никого не портила, но что перед воеводою
оклепала себя, не претерпя пыток». В 1676 г. в принадлежавшем
боярину Ф.И. Шереметьеву селе Сокольском были преданы огню муж и
жена.
Царским указом по этому делу повелевалось: «Сокольскому пушкарю
Панке Ломоносову и жене его Аноске дать им отца духовного
исказать им их вину в торговый день при многих людях, и велеть
казнить смертью, сжечь в срубе с кореньем и с травы, чтоб иным не
повадно было». В 1682 г. погибла «на огне» жена водопроводных дел
мастера Ивана Яковлева, Марфушка, обвиненная в порче царя
Федора Алексеевича.
Обвинения в колдовстве нередко становились способом расправы
с опасными государственными преступниками, включая женщин. Так,
сожжению в срубе была подвергнута активная участница восстания
Степана Разина, беглая монахиня старица Алена. В 1671 г. она
возглавила оборону города Темникова. После разгрома повстанцев
царскими войсками Алена была схвачена по розыску новгородского
митрополита Филарета.
Митрополичьим судным приказом она была обвинена в колдовстве и
подвергнута пыткам. По окончании дела 4 декабря 1671 г. ее вместе с
двумя священниками выдали воеводе князю Ю.А. Долгорукову, который
распорядился «попов повесить, а старицу сжечь в
срубе».
«Через несколько дней после [казни Разина] была сожжена монахиня, которая, находясь с ним [заодно], подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой… Ее мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооруженной по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись… смело прыгнула в нее, захлопнула за собой крышку и, когда все было охвачено пламенем, не издала ни звука».
В декабре 1689 г. был вынесен приговор группе лиц, обвиненных в подстрекательстве стрельцов к бунту с помощью колдовства. Единственной женщиной, осужденной по этому делу, стала Агафья, жена «главного чародея» Андрея Безобразова. За помощь мужу ее предписывалось сослать в ссылку «в Новгородской уезд, на Тихвину во Введенской девичьей монастырь... и быть… в том монастыре по смерть не исходно».
Таким образом, в свете вышеизложенного можно утверждать, что в Русском государстве в XV–XVII вв. колдовство считалось одним из наиболее опасных религиозных преступлений. По этой причине уличенные в любом из видов чародейства женщины наравне с мужчинами подвергались преследованию со стороны как духовной, так и светской власти, а наказание виновных отличалось особой суровостью.
https://dzen.ru/a/ZcOgue88i0lvK_Wa
То же в научном варианте https://cyberleninka.ru/article/n/nakazanie-zhenschin-za-koldovstvo-v-moskovskom-gosudarstve-v-xv-xvii-vv/viewer
еще на ту же тему https://diletant.media/articles/37607604/
|
</> |