Наивно. Супер. Нико Пиросмани.


я вообще не очень разбираюсь в изобразительном искусстве, но мне интересно. сыну тоже. а мама с подругой идти отказались - им такое не нра. ну ок.

выставка размещалась в двух Парадных залах Музея Академии художеств и была посвящена двум грузинским художникам: Нико Пиросмани и Зурабу Церетели».

Нико Пиросмани (1862?–1918) — грузинский художник-самоучка, один из символов наивного (примитивистского) искусства. При жизни Пиросмани был экономически обездолен, жил как бродяга; умер в больнице для бедных в Тбилиси и был похоронен безымянно. Почти десятая часть его картин сохранилась до наших дней: около 217 работ по каталогу 1982 года; еще десятки утеряны.
из обзора Собака ру


«Написанные на картоне и черных клеенках картины Пиросмани — застолья, сцены сельского труда, портреты людей и изображения животных — словно составляют некую сагу о Грузии, древней и современной одновременно. Они полны отзвуков эпической образности.
Той же глубинной традицией искусства Грузии — его яркостью, изобилием, неким оптимизмом восприятия жизни — было рождено искусство Зураба Церетели, изначально основанное на культурном наследии его родины. Но вместе с тем он необыкновенно расширяет круг мотивов и стилистических поисков, ярко отражающих динамику современного искусства», — говорят в Музее Академии художеств.

Пиросмани работал с духанами (заведениями, где можно было поесть и выпить; как правило, они располагались в подвальных и полуподвальных помещениях и отличались аскетичными интерьерами), и одна из первых работ в зале — вывеска для духана «Компания, заходите!» (1910-е). По словам куратора, это редкая вещь: вывески часто переделывали, далеко не все сохранились.
из обзора Фонтанки.ру

1910-е
Духан — исторический вид заведения общественного питания, где можно было заказать еду и вино. Обычно это было подвальное или полуподвальное помещение с очень аскетичным оформление интерьера.

С началом Первой мировой в 1914 году жизнь Пиросмани стала тяжелее: духаны, рестораны, винные погреба закрывались, у художника становилось меньше заказчиков, он был вынужден отказаться от технической клеенки, так как она подорожала. Пиросмани переходит на картон, и в поздний период грунтует его в черный цвет, чтобы добиться того же эффекта, которого достигал с помощью клеенки.


«Это кувшин каркара, у него горлышко состоит из трех трубочек, которые переплетаются, а затем снова объединяются, — объясняет куратор. — Когда мы наливаем напиток, кувшин издает звук, похожий на воркование птиц, отсюда его название „каркара“. Есть легенда, что когда-то вино пили из высушенных тыкв, ведь их хвостики тоже причудливо скручиваются. Есть и более романтическая легенда про императора Ираклия, который, узнав, что на Византию напали персы, сжал горлышко сосуда, и оно искривилось. Победив персов, император решил увековечить это событие в такой форме сосуда».
https://www.fontanka.ru/2025/06/22/75620705/


Пир. 1910-е


Кутеж. 1905-1907 годы.
Такой сурьёзный кутёж солидных грузинских мущщин. И закуски как будто маловато :Р

Портрет Созашвили. 1910-е.


Башлык. Неизвестное производство. Конец XX века. Сукно. Собрание Зураба Церетели.
Кабалахи - мужчкой матерчатый головной убор, башлык.

Казак (Борец Иван Поддубный) 1910-е



«Все, кто изучает творчество Пиросмани, сталкиваются с тем, что о нем мало что известно достоверно, — продолжает Валентина Федоренко. — Поэтому даты создания работ на этикетках указаны очень общо. Выделяют три периода: ранний, когда он работал на холстах, затем с 1904 по 1914 год, когда он писал на клеенках и создал свои самые узнаваемые вещи с темными фонами, из которых будто выступают фигуры. Иногда говорят, что Пиросмани писал чуть ли не на скатертях из тех же ресторанов, но это не так: художник специально закупал технические клеенки в художественном магазине, ему нравилось на них работать, и стоили они довольно дорого. У них особый темный цвет и фактура. У нас на выставке две клеенки, это сцены пира и кутежа»
https://www.fontanka.ru/2025/06/22/75620705/

Единственный женский портрет на выставке

Девушка с пасхальными яйцами. 1910-е.
К поздним работам относится «Девушка с пасхальными яйцами»: она изображена в форме сестры милосердия и, вероятно, относится к этапу войны, когда дела на фронте шли всё хуже, в Тбилиси везли раненых, открывали госпитали. Пиросмани в своей непринужденной манере достигает одновременно универсальности и конкретности образа: в «Девушке» есть нечто от иконы и есть жестокая реальность.
Рядом был размещён тот самый пасхальный барашек и ещё натюрморт

Пасхальный натюрморт. 1910-е.

Всего в зале представлено восемнадцать работ Пиросмани из российских музеев. Немного, но привезти что-либо из Грузии сейчас невозможно. Сопровождают живопись и скульптуру предметы быта, изящные этнографические детали, у которых, само собой, есть свои красивые легенды.

К сожалению, при жизни Нико Пиросмани не был признан и успешен... времена вообще были непростые...
В августе 1914 года после начала войны в Российской Империи был введён сухой закон. Положение Пиросмани, существенной частью дохода которого было изготовление вывесок для питейных заведений, значительно ухудшилось.

Значительную роль в жизни Нико сыграли русские художники-авангардисты.
Летом 1912 года творчество Пиросмани заметили и начали пропагандировать футуристы, близкие к кругу Михаила Ларионова — братья поэт Илья и художник Кирилл Зданевичи, а также их друг, художник Михаил Лё-Дантю. Кирилл Зданевич приобрёл у Пиросмани большое количество картин, многие художник выполнил на заказ. В Москве состоялось несколько выставок, на которых был представлены работы "художника-самородка", были хвалебные рецензии и публикации.
Он умер от бедности, болезней и голода 7 апреля 1918 года. Местонахождение его могилы неизвестно, предположительно — общая могила для бедняков на Кукийском кладбище.
Но имя и легенды о нём живут.
Про птиц Нико было тут https://masy-vibes.livejournal.com/1230269.html
И про
Концепция проекта, по словам куратора выставки заместителя директора музея по научной работе Валентины Федоренко, подсвечивает общее между Нико Пиросмани и Зурабом Церетели. Основной мотив — грузинский, но есть и более тонкие пересечения. Андрей Вознесенский, который написал «Миллион роз», дружил с Церетели. Зураб Константинович в последние годы часто проводил мастер-классы для детей — и Пиросмани любил возиться с детьми; при всей несхожести судеб оба художника были по-своему непосредственными.
Про зал с работами Церетели расскажу отдельно.
|
</> |