Нагорный Карабах. А что изменилось?
yurasumy — 04.04.2016Политика, это искусство возможного. Данная статья никоим образом никого не оправдывает и не обвиняет. Автор прекрасно понимает, что в мире все происходит не потому, что вечное зло борется в вечным добром, а потому, что есть интересы и есть возможности, эти интересы продавить.
Меня несколько дней уже пытаются упрямо убедить, что столкновения в НКР 2 апреля 2016 года были из ряда вон выходящие. Что с 1994 года никогда не применялась артиллерия и РСЗО и что именно это и стало причиной нынешней эскалации конфликта и делает его исключительным. Уже утром 2 апреля в СМИ начали говорить о широкомасштабных боевых действиях исключительной для Карабаха напряеженности...
Я с этим не согласился. Давайте разбираться, кто прав, а кто нет.
Сообщение в газете «Взгляд» от 30 сентября 2015 года:
Как сообщили армянские СМИ, в пятницу, 25 сентября, в 17.30 Азербайджан впервые после подписания соглашения о режиме прекращения огня в мае 1994 года применил против мирного населения и армии обороны Нагорного Карабаха артиллерийские системы: РСЗО, 122-миллиметровые гаубицы Д-30, минометы. Также применялись гранатометы и стрелковое оружие. 24 сентября Азербайджанская армия обстреляла армянское село в Тавушской области, погибли 3 женщины, двум из которых было 94 и 83 года. Еще 4 человека получили ранения. В результате обстрелов погибли четверо военнослужащих, десять были ранены.
В ответ ВС Армении обстреляли территорию Азербайджана. В пятницу в Баку заявили о гибели одного и ранении трех военнослужащих в результате обстрела с армянской стороны. «В результате применения вооруженными силами Армении крупнокалиберного оружия, в том числе 82-мм минометов, военнослужащий ВС Азербайджана, рядовой Эльшан Мамедов погиб, а трое других азербайджанских военнослужащих получили легкие осколочные ранения», – говорится в сообщении азербайджанской стороны, передает РИА «Новости».
С 26 по 27 сентября Азербайджан продолжил обстрелы. По данным министерства обороны Нагорного Карабаха, азербайджанские ВС наряду со стрелковым оружием различного калибра применили минометы калибра 60 мм (16 снарядов), 82 мм (28 снарядов) и 120 мм (2 снаряда), гранатометы РПГ-7 (1 снаряд) и АГС -17 (30 снарядов). Всего в направлении карабахских позиций произведено около 2300 выстрелов.
Кроме вышеперечисленного, азербайджанские ВС использовали ЗРК турецкого производства TR-107 (12 снарядов) и впервые с момента заключения перемирия применили гаубицу Д-30 калибра 122 мм (30 снарядов).
Министерство обороны Армении в субботу пообещало дать адекватный ответ на применение Азербайджаном артиллерии в зоне карабахского конфликта. Как сообщает Минобороны Армении, вооруженные силы «отныне задействуют адекватные меры для уничтожения артиллерии и ракет, держа под постоянным прицелом места дислокации подразделения азербайджанских вооруженных сил, все передвижения армии, военную технику и живую силу».
Минобороны Азербайджана в свою очередь заявило, что заявление Еревана является дезинформацией и ложью. «Подобная информация не имеет под собой оснований и носит характер дезинформации», – говорится в сообщении Баку.
По данным министерства обороны Азербайджана, 10 военных погибли в зоне карабахского конфликта в ночь на понедельник. По данным ведомства, трое погибших были с азербайджанской стороны, семеро – с армянской. Баку в свою очередь возложил вину за нарушение режима прекращения огня на Армению. В сообщении пресс-службы ведомства утверждается, что вооруженные силы Азербайджана «предприняли упреждающие меры в связи с попытками армянской стороны вызвать напряженность на линии фронта и нанесли удары по живой силе и боевой технике противника», передает BBC.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев возложил ответственность за обострение конфликта на армянскую сторону. Глава Азербайджана заявил, что «Армения специально затягивает переговорный процесс с целью сохранить статус-кво в районе Нагорного Карабаха». Алиев добавил, что это противоречит официальной позиции, которую занимают президенты стран – сопредседателей Минской группы ОБСЕ.
Как мы видим ровно ничем это не отличалось от утренних событий 2 апреля. То же самое. Вплоть до того, что это впервые с 1994 года.
Я не буду приводить ссылки на другие, менее похожие обострения ситуации в зоне противостояния. Любой мало-мальски интересующийся сам может убедиться, что утром 2 апреля ничего из ряда вон выходящего не было.
А кто-то помнит такую мощную информационную волну по поводу войны в Карабахе от 30 сентября? Я понимаю, что именно в этот день были нанесены первые удары по ИГИЛ в Сирии со стороны ВКС России. Но стоп… Сами события произошли несколькими днями ранее, а именно 24 сентября 2015 года. Кто-то помнит возмущение и мощнейшую информационную волну в этот день? Я нет. Почему? А потому не было команды.
24 сентября 2015 года и 2 апреля 2016 года практически идентичны и по потерям и по заявлениям сторон. Но в одном случае тишина и замалчивание, а во втором нагнетание истерии.
Это настолько очевидно, что спорить бессмысленно.
Что же изменилось с этого времени, что перевернуло все с ног на голову. Радикально изменился баланс сил. В конце сентября 2015 года Турция была на пике могущества. Она дружила с Россией, строила свою империю на Ближнем Востоке, верховодила бандами террористов и … была старым врагом Армении и другом Азербайджана. Еще в ноябре 2015 года премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу уверял руководство Азербайджана, что: «Турция сделает все возможное, чтобы оккупированные территории Азербайджана были освобождены». Анкара постепенно втягивала Азербайджан в круг своих союзников. И это логично. У стран были общие интересы и общие враги.
В это же время, Армению лихорадило. Повторная попытка закрутить «электромайдан» была слабой, но она давила на общество и мешала его мобилизации. Очевидно, что Армении тогда было сложно тягаться с Азербайджаном и она не могла пойти на обострение.
Но к весне 2016 года ситуация кардинально изменилась. Турция ослабла. Она потерпела поражение на внешних фронтах, начала конфронтацию с Москвой. К тому же внутри самой страны начался развал и шатания. Она уже не могла быть вторым фронтом для Армении.
Вторым важным фактором стал жесточайший финансовый кризис в Азербайджане. Страна в составе экспорта которой 95% составляют углеводороды к концу 2015 года вследствие падения цен на продукты ее экспорта, столкнулась с большими экономическими трудностями. К концу декабря страну тряхнуло. Манат девальвировал за один день на 50%, а страна чуть было не скатилась в Майдан. При этом было очевидно, что далее ситуация у оси Анкара-Баку будет стремительно ухудшаться. А это обозначало, что Армения дождалась своего часа.
Ночью все кошки черные и никто никогда не разберет, кто и почему «первым начал». В ночь с 1 на 2 апреля в НКР произошло очередное, по сути такое же рядовое столкновение (например, как и то, которое было 24 сентября 2015 года), но информационный фон был уже не тот. С самого утра все новостийные агентства пестрели сообщениями о новой большой войне. По сообщениям российских СМИ война шла на всем протяжении фронта и имела беспрецедентные масштабы.
Между тем, к концу дня стороны признали: Армения 18 человек и Азербайджан 12 человек убитыми. Также по данным из Степанакерта (столицы НКР) было убито 3 гражданских. При этом, стороны применили по сути те же системы вооружений.
Ремарка. 24 сентября столкновения имели меньшую продолжительность, а потому и уровень потерь был немного ниже. А вообще, на фронте все очень напоминало осенние события.
Казалось бы очередная маленькая стычка, которая быстро окончится. Но уже к вечеру президент Армении подал в парламент законопроект о заключении между Арменией и Карабахом договора о взаимопомощи. А сегодня он же сообщил, что «в случае дальнейшей эскалации конфликта» Ереван признает Нагорный Карабах как независимое государство, что сразу разрушает договоренности 1994 года и выводит конфликт на новую ступень.
На сегодня следует признать, что конфликт набирает обороты. Если Ереван будет пытается установить новое статус-кво, то конфликт не удастся притушить на очередные «полгода», с другой стороны такого шанса может и не повториться. Ничего личного.
Вообще меня умиляет бытующее мнение, что армянская армия слабее армии Азербайджана.
Формально да:
Но есть еще и армия НКР:
еще 20 тысяч человек и (по разным данным):
- танков — 171- 371 единицы;
- боевых машин пехоты и БТР – 256 – 324;
- артиллерийских орудий и минометов – 291 – 322;
- РСЗО «Град» — 26 – 44;
- 2 самолёта Су-25, 3 вертолёта Ми-24 и 5 других вертолётов.
Выучка армянских военных также выше. При этом им не нужно наступать. Все что надо, даже сверх того Армения отхватила у Азербайджана еще в 1994 году:
Вот так выглядит ситуация с высоты полета на сегодня. Мы видим, что за последние полгода, то есть с того момента, как в зоне карабахского конфликта в прошлый раз шли бои подобные второапрельским, ситуация резко изменилась в пользу Армении.
Ее руководство, судя по всему, решило воспользоваться случаем, а заодно и решить внутренние проблемы. Для Баку маленькая и победоносная войнушка тоже не помешала бы, но у него нет шансов и ресурсов ее выиграть.
Именно поэтому инициаторы, довольно рядовой конфликт 2 апреля, раздули до масштабов настоящей войны. То, что это так было очевидно по той информационной волне, которая была поднята в СМИ. Дальнейшее мы все видели.
П.С. Я не устану повторять 2 апреля большой войны не было и этому есть масса подтверждений и сравнительные описания конфликтов предыдущих лет. Было обычное для этих мест боестолкновение, но кому-то очень хотелось, чтобы была большая война. И она на сегодня уже началась. Увы.
|
</> |