Надмевая существованием
inesacipa — 04.08.2015Ловлю себя на ощущении, что игровая вселенная борется с не-игроками. Как будто мы ей чем-то мешаем, уязвляем ее чем-то. Надмеваем существованием. Притом, что я — не просто игрок, я игроман, хорошо жизнью у́ченый игроман, едва не спустивший жизнь в трубу за сладкое покалывание в пальцах, за предчувствие выигрыша, более желанное, нежели предчувствие триумфа или оргазма. А всего-то колода резаной бумаги да стопка фишек, боже ты мой.
С моей ученостью волка, отгрызшего себе лапу, даже рычаг однорукого бандита походя не нажмешь, не то что, отбросив осторожность, таскаться по сомнительным заведениям, вливаться в ряды геймеров и воображать себя Боудиккой. "Так начинала моя тетушка. Застали на крыше конюшен, с гавайской гитарой, в голубом халате. Сказала, что она — Боадицея, а это не так. Да, Хьюго, не так... Всё деревня, деревня! Здесь кто угодно спятит". Азарт, конечно, спасает от того, чтобы оказаться на крыше, в голубом халате и с гавайской гитарой, но давайте посмотрим реальности в глаза и поймем, что они ужасны. Чтобы не смотреть в эти глаза, в какие только данжики не полезешь.
Многие при этом изобретают и приобретают всё новые и новые формы лудомании. А многие (особенно феечки) всеми духами Сети клянутся, что никакой лудомании не существует. А-ага. Некоторым не мешает почитывать ту же презираемую специалистами википедию — они же не специалисты. Ни в чем, включая собственные влечения и потребности.
"Лудомания (лат. ludo — <�я> играю + др.-греч. mania — страсть, безумие, влечение), игромания, игровая зависимость, гэмблинг-зависимость (англ. gambling — игра на деньги) — патологическая склонность к азартным играм; заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей: такой человек не уделяет должного внимания своим обязанностям в этих сферах. В системе кодирования болезней МКБ-10 имеет код F63.0".
Ну да бог с ним, оставим за кадром проблему психического здоровья пользователей (которым я, в отличие от любимых публикой сетепсихологов, не пытаюсь манипулировать), поговорим о материях более тонких, нежели здравие и упокой ширнармасс. Меня, собственно, если что и беспокоит, то удивительный выверт коллективного сознания, при котором игра не развивает, а разрушает творческую натуру.
Кто из нас не слышал рассуждений о том, что искусство есть игра, да и все в мире игра и играть можно во всё, игра делает человека креативным и чистым, как йети? Меж тем есть игры развивающие и отупляющие — и не надо быть педагогом, чтобы это знать. Есть игры, вызывающие зависимость и уничтожающие личность, — и игры, помогающие вернуть навыки травмированному телу и мозгу. И все-таки бо́льшая часть игр направлена на примитивное удовлетворение потребностей, которые не получится удовлетворять неигровыми способами. Для людей с синдромом дефицита удовлетворенности (СДУ) — истинное спасение от саморазрушения. При определенных ограничениях, конечно.
Кстати, пока искала у себя в журнале упоминания работ исследователя генетической базы СДУ, наткнулась на откровенно хамскую имху, выданную не то кухаркой Дарьей, не то Упитанной Феей, аж семь лет назад выданную: "Перечитав Ваш пост, сложилось ощущение, что люди, которых записали в носители "мусорных генов" вызывают острую зависть у автора, то бишь, у Давида Камингса, за то, что он не такой. Знаете, нельзя всерьёз относиться к научным изысканиям автора, назвавшего четверть населения планеты "порочными вырожденцами". Это самый настоящий экстремизм — присваивать каждому члену группы некие отрицательные качества только на основании принадлежности его к группе (=носителей некого придуманного автором-параноиком гена). Да, а зачем нужно сохранять ВСЕГДА здравый ум и трезвую память? "Блажен, кто смолоду был молод..." — э-э-э, нет, залетная моя, на самом деле ты считаешь иначе. Не "блажен, кто с молоду был молод, блажен, кто вовремя созрел", а блажен, у кого получится притворяться молодым до седого лобка. Впрочем, и твое желание вмазаться и закайфовать не свидетельствует в пользу твоего гм, сомнительно чистого разума. Главное для феи — много врать и самой себе верить.
Оценив степень былой снисходительности ко всякому летучему говну, замечу: насколько некоторые люди уверены в том, что у них нет предрасположенности к СДУ! В то время как их инфантильный эскапизм рулит во все поля, и сами они, игрули в феечек-магов-королей-военов, пылко надеются на существование изнанки материального мира, где простые смертные превращаются в
Оставив за кадром бздиловатых феечек, обратим свой взор к более интересной публике — к истинным экстремалам, многие из которых вполне могут оказаться носителем того самого мусорного гена. Что писал об СДУ (по-английски — RDS) его исследователь Кеннет Блюм, соавтор Дэвида Каммингса?
"Common addictions for those with RDS:
Alcohol
Foods
Carbohydrates
Sugars
Gambling
Nicotine
Opioids
Porn
Sex
Stimulants".
В число симптомов СДУ входит стремление устранить возникающие тревогу и депрессию. Что "неосознанно приводит человека к попыткам восполнить лежащий в основе эмоционального дискомфорта биохимический дефицит:
А) с помощью приема психоактивных веществ, что приводит к нарушению влечений, к разнообразным зависимостям (алкогольной, наркотической, курению), а также зависимости пищевой — стремлению к потреблению легкоусваиваемых углеводов, приводящему к перееданию.
Б) Поведения, связанного с риском, будь то навязчивое влечение к азартным играм (gambling), либо многие так называемые экстремальные виды спорта (риск для жизни).
В) Повышенной агрессивности, в том числе приводящей к антисоциальному поведению".
И пускай СДУ не приговор и тем более не, ояебу, ярлык "порочного вырожденца", он существенно отражается на психологических установках. А глядя на то, как множество людей ищет развлечение за развлечением, скуки не переносит, но полученное ими удовольствие как-то очень быстро выветривается, — поневоле задумаешься, насколько сильно идет в рост пресловутый "мусорный ген".
Современный мир предоставляет экстремалам, любителям попасть так уж попасть, все возможности
Тем не менее один из персонажей моей последней книги — чистой воды адреналиноман. Вернее, большинство представителей сумасшедшей семейки Кадошей, находящейся в центре повествования, — явственные носители мусорного гена. Он заставляет их лезть в рискованные и попросту безумные предприятия. Для них это способ добавить в свое существование остроты, ощутить себя живым. Правильно сказал один из читателей: Кадоши не станут клеить себе усы и пробираться через границу тайком, скорее уж возьмут штурмом КПП.
Все мы знаем о существовании авантюристов, не ищущих легких путей. У каждого в кругу знакомых, родственников или хотя бы знакомых знакомых имеется любитель проверить себя на прочность. Но что удивительно, стоит автору вывести подобный персонаж, сыплются вопросы: он что, дурак? почему он не сделал так, как проще и безопаснее? Хочется спросить в ответ: кому безопаснее? вам? Так он не вы, он "сам по себе мальчик, свой собственный".
И за всеми этими вопросами стоит... игра. Симулятор реальности, имитатор риска. Почему бы оглашенному адреналиноману не сыграть в полет через тайфун на самолете "Сессна"? Зачем он летит седлать тайфун в реале? Какого черта папаша адреналиномана, еще более густопсовый авантюрист, пытается вывести стойкое сочетание собственных генов, которое сохранило бы его след в геноме человечества на века, а может, и на тысячелетия? Можно же сыграть в отца народов и в создателя миров, благо игр такого рода — бездна и маленькая ямка? Полна коробушка недоумения у читателя. Притом, что отловленные поодиночке вопрошающие как бы ничего такого не хотели, просто указывали на нерентабельность тех или иных развлечений... безумцев.
Вам тоже смешно, да? А я, отсмеявшись и отругавши нескольких несогласных (да, я могу ругаться с несогласными и считаю это своим правом — у меня здесь не общественный
Они рискуют по-маленькому или вынужденно, под давлением обстоятельств. Поэтому им не нравится идея всё поставить на кон — и в случае неудачи, соответственно, потерять тоже всё. Они готовы испытать слабый отзвук адреналиновой волны и беспримесного, одуряющего азарта. Они не раскошелятся на оплату этого ощущения. А без оплаты его не бывает, скажу я вам, как бывший игроман. Ты получаешь лишь мизерную порцию возможного удовольствия, если не рискнул изрядным куском себя, своей жизни, своего благополучия. Причем говорю я это не для того, чтобы устыдить здравомыслящих, — нынче я и сама такая, довольно с меня олл-инов, они же ва-банк. Просто для получения всего адреналина нужен большой риск, а не его имитация на симуляторе. Включая и очень качественный симулятор.
Многие люди воспринимают приключения именно тем, чем приключения и являются — неприятностями, из которых весьма желательно выбраться одним куском, а не по частям. Могу примкнуть к их тревожному чувству: если приключения не нашли тебя, не надо их искать. То, что мы ищем, тоже ищет нас, и оно отнюдь не всегда похоже на то, что мы себе вообразили.
Но хотя бы герой книги может действовать, а не играться? Нынешние мерисьи, со всех сторон обложенные магическими подушками безопасности, задок свой прелестный с трона не подымут, если высшие силы не гарантируют безопасность очередной авантюры. Хороша авантюра, чё. Зато когда ты описываешь персонажей, которые могут погибнуть, в том числе и по собственной глупости, читатель уже недоумевает: зачем? автор, ты же можешь обезопасить и ГГ, и его команду! А там, глядишь, фанфиков напишут, где "Снейп уполз"...
|
</> |