«Нация фастфуда»

Несколько лет назад в Америке вышла и стала бестселлером книга
«Нация фастфуда». Главная мысль: именно фастфуд повинен в ожирении
Америки. Но есть и иная точка зрения.
Джордж Кохан (основатель ресторанов «Макдоналдс» в Канаде и
России): «Мы хотим чтобы у людей был выбор. Вы пришли в
«Макдоналдс» и хотите салат, йогурт и яблоки? Ради бога. Человек
хочет купить Бигмак, картофель и колу? Пожалуйста. Если вы пойдете
в лучший ресторан США или в любом другом месте в мире, закажете,
скажем, утиный паштет, вырезку и суфле на десерт и будете так есть
три раза в день и при этом не делать никаких физических упражнений…
Ну, вы понимаете?».
Когда я учился в школе в Америке, почти не было толстых детей.
Сегодня тридцать процентов детей в Америке страдают ожирением. Это
уже настоящая эпидемия. Борьба с детским ожирением была объявлена
национальной программой. Хирурги даже предлагают массовую
липосакцию – вырезание желудка. В продаже есть устройства,
позволяющие потреблять пищу небольшими кусочками. По телевизору
идет активная пропаганда спорта. И тем удивительнее было услышать
ну совсем другое мнение.
Джин Тумбс (преподаватель музыки): «Я вижу
противоречия в их жизни, потому что они столько времени посвящают
спорту, это занимает очень много часов в неделю. Я борюсь за то,
чтобы у них было больше времени заниматься музыкой. Я вижу, как
десятилетний ребенок занимается по десять-двенадцать часов в неделю
спортом и я спрашиваю: почему бы не разделить это время на три
части и дать возможность ребенку заниматься еще чем-то, а не только
спортом. Потому что ребенок должен также познавать искусство,
музыку. Вот почему я иногда очень злюсь на спорт, не потому что я
его не люблю, мне тоже нравится быть в хорошей форме».
Эдвард Стюарт (профессор экономики): «Я начал
бегать в аспирантуре, это было в 1978 году. И у меня были
спортивные родители, что имеет значение. Отец играл в баскетбол. А
это большая проблема в Америке, ведь дети видят, как их мать и отец
сидят перед телевизором с четырьмя пачками курицы или чипсов, а
сами дети играют в видеоигры. Вот и все».
Необыкновенно наблюдательные и острые на язык Ильф и Петров не
написали ни одного слова по поводу излишнего веса американцев. Не
написали они и об увлечении диетами. Значит, тогда, в 30-х годах
прошлого столетия, этот вопрос не стоял. Не было, и я это хорошо
помню, фастфуда, который ныне принято называть среди основных
причин, вызывающих ожирение. Но все не так уж однозначно.
Джордж Кохан (основатель ресторанов «Макдоналдс» в Канаде и
России): «Мы хотим чтобы у людей был выбор, но мы также
хотим пропагандировать активный стиль жизни. Мы не просто компания,
которая занимается продуктами питания и сервисом и получает на этом
прибыль, мы делаем еще многое другое. Мы занимаемся
благотворительностью и, как я уже сказал, пропагандируем активный
образ жизни».
Факт, что во многих ресторанах «Макдоналдс» появились спортивные
залы для детей, что компанией разрабатываются программы по фитнесу,
что в меню предлагают разнообразные салаты и фрукты. В конечном
итоге выбор всегда за посетителем.
Я обратился к Мэрилин Райт, владелице ресторанов «Макдоналдс» в
Чикаго, с вопросом, что бы она сказала людям, которые говорят, что
фастфуд вреден для здоровья, что от него толстеют, возникают разные
проблемы и так далее.
Мэрилин Райт: «У нас так же, как и везде, есть
меню и вы можете выбрать то, что вам нравится. Вас никто не
заставляет есть каждый день одно и то же, тем более то, от чего вы
поправитесь. Мы предоставляем большой выбор, и в меню есть салаты,
так что это замечательное место, чтобы поесть».
И еще факт: ежедневно в 118 странах мира 15 миллионов человек едят
в 30 тысячах ресторанов «Макдоналдс». Но проблемы с избыточным
весом испытывают в основном в Америке.
Живя в Америке и вплоть до моего отъезда в возрасте пятнадцати лет,
я ни разу, никогда не пробовал гамбургер. Потому что моя
французская мама считала, что французские дети не должны есть
гамбургеры – и все. А вернулся я в Америку, когда мне было уже за
пятьдесят, и первый гамбургер в жизни в «Макдоналдсе» я съел в
Чикаго.
Любопытно, что самая американская еда из американских ед родом не
из Америки – это хот-дог, он же фрэнк, сосиска из Франкфурта. И
бургер, он же гамбургер, понятное дело, из Гамбурга. История
хот-дога покрыта тайной, что до бургера, то впервые его попробовали
посетители Всемирной выставки в 1893 году.
Джордж Кохан (основатель ресторанов «Макдоналдс» в Канаде и
России): «Наши гамбургеры делаются из стопроцентной
говядины, содержание жира в которой меньше, чем в говядине, которую
вы покупаете в магазине, когда хотите принести ее домой и
приготовить гамбургер сами».
История абсолютно американская. В одной части страны два брата Дик
и Мак Макдоналд открывают закусочную и покупают новинку,
мультимиксер, который позволяет взбивать пять молочных коктейлей
одновременно. В другом конце страны некий Рэй Крок, который заложил
свой дом и все сбережения, чтобы стать единственным дистрибьютером
этого самого миксера, узнает, что все восемь из восьми купленных в
штате Калифорния мультимиксеров используются каким-то братьями
Макдоналд. Крок садится в машину, едет к братьям и уговаривает их
открыть еще несколько закусочных.
Старина Генри Форд был бы доволен. Дик и Мак Макдоналды впервые
сообразили принцип конвейера применительно к кухне. Один работник
жарит котлеты, другой картошку, третий укладывает булку, четвертый
заворачивает, пятый подает напиток. Никаких официантов, вся посуда
разовая. Все в три раза быстрее и во столько же раз дешевле, а
клиентов в десять раз больше.
Для работы братья наняли юношей, полагая, что девушки привлекли бы
только подростков, а это в свою очередь отпугнуло бы всех прочих
клиентов. Расчет был верен. Вскоре очереди заметно повзрослели, а в
газетах написали: «Наконец-то рабочие семьи могут накормить своих
детишек в ресторане: дешево и быстро».
«Вкусно, дешево, быстро и чисто» – с этим девизом Крок начал
покорять мир. Первый открытый им «Макдоналдс» в первый день работы
принес чуть больше 300 долларов прибыли. Шесть лет спустя он
выкупил «Макдоналдс» у Мака и Дика за 2,7 миллиона долларов. Теперь
к слогану, когда-то придуманному основателем компании, добавилось
еще два пункта «Полезно и здорОво». Джорд Кохан считает, что
современный американец должен всегда помнить, что здоровье – это
личный выбор.

|
</> |