"Начало": Уникальный советский фильм с лучшей ролью Чуриковой, поразившей весь
picturehistory — 29.07.2024 — Что будем делать?— Кинопробы.
— Ну что вы, стоит ли беспокоиться, я и так согласна, без кинопроб.
Кадр из фильма "Начало"
Две премии Венецианского кинофестиваля, почетные дипломы фестиваля в Нью-Йорке, приз "Южный крест" в Австралии, тотальное превосходство в Болгарии и премии Ленинградского комсомола - вот неполный список достижений фильма, попавшего на советские экраны в октябре 1970 года.
В 1966 году на студии "Ленфильм" появился молодой режиссер Глеб Панфилов. Его дебютный художественный фильм "В огне брода нет" (1967) удивил общественность специфическим подходом в изображении событий Гражданской войны, но коммерческого успеха не имел. Зато сам Панфилов сразу попал в число многообещающих постановщиков и сблизился во время съемок картины с актрисой Инной Чуриковой.
Вместе они планировали снять исторический фильм о Жанне Д'Арк, но эта идея не вдохновила кинематографическое руководство СССР. Чиновники не понимали. зачем советскому зрителю смотреть на французскую героиню, когда в стране полно своих легендарных личностей. Панфилов не сдавался на пути к мечте и умудрился добиться разрешения на совместные съемки с Францией. Однако, тамошние продюсеры видели в главной роли Катрин Денев или Ванессу Редгрейв, но не Чурикову. Режиссер был с ними не согласен, поскольку считал, что Жанна Д'Арк и Чурикова - едва ли не идентичны. Проект в итоге закрыли.
Тогда Панфилов пошел на хитрость, памятуя о просьбе чиновников "снять что-нибудь социальное". Вместе с Евгением Габриловичем они написали сценарий о девушке с фабрики, который хоть как-то позволял выйти из сложившейся ситуации. Деньги тут же были выделены, и съемки в 1969 году стартовали. Главную роль, само собой, исполняла Чурикова, к тому моменту уже ставшая женой Панфилова. На остальные роли позвали Леонида Куравлева, Михаила Кононова, Валентину Теличкину, Татьяну Степанову и других актеров.
— Ты танцуешь?
— Танцую!
— А я — пою.
Скромная девушка Паша Строганова днем трудится на ткацкой фабрике, а вечером ходит на танцплощадку. Женихов в городке Реченске не так уж много, да и те не балуют Пашу вниманием. Однажды вечером обаятельный зоотехник Аркадий приглашает девушку на танец, и парочка быстро находит общий язык. После нескольких встреч Аркадий остается у Паши на ночь, а потом и вовсе переезжает к ней жить, несмотря на наличие жены и дочери. Влюбленная в Аркадия девушка счастлива до безумия, но в глубине души у нее есть еще одна мечта.
Паша играет Бабу-Ягу в местном любительском драмкружке и рассчитывает на великую актерскую карьеру. Во время одного из спектаклей в зрительном зале оказывается столичный режиссер, который внезапно делает девушке щедрое предложение. Пашу зовут на главную роль в историческом фильме про Жанну Д'Арк, и она без промедления соглашается. Сложная работа, долгие съемки - справится ли скромная провинциалка с такой задачей?
— Так вы в браке?
— Да.
— И у вас есть дети?
— Дочь.
— Вы любите свою жену?
— Люблю.
— Ха-ха. Ну, я пошла...
Драма "Начало" - поистине уникальная советская картина, в которой повествование как бы ведется в двух совершенно разных плоскостях. По сути, это фильм в фильме, где Панфилов проводит параллели между советскими реалиями и средневековым прошлым. Кроме того, "Начало" умудряется сочетать в себе элементы комедии, мелодрамы и трагичного исторического кино, ставящего серьезные вопросы. Подобные "перепады настроения" выглядят не только эффектно, но и эффективно: внимательный зритель без труда поймет, что "Начало" - это многослойный фильм с "двойным дном".
Не будет преувеличением сказать, что Инна Чурикова впервые раскрылась здесь, как актриса высочайшего уровня. Ей предстояло воплотить на экране два совершенно разных (на первый взгляд) образа, и Чурикова с честью выдержала данное испытание. Стремительные переходы от советской ткачихи к французской героине (и наоборот) не могут не восхищать и заставляют поверить в слова Панфилова о том, что никто не мог бы сыграть Жанну Д'Арк лучше, чем его жена. Чего только стоят мимика и взгляд Чуриковой в сценах допроса Орлеанской девы, следующие за бытовыми любовными разговорами с зоотехником Аркадием. Потрясающее перевоплощение.
— У нас с Жанной д’Арк острота реакции одинаковая и темперамент тоже.
Актеры второго плана тоже смотрятся великолепно. Сосед Паши в исполнении Михаила Кононова - тема для отдельного разговора. А дуэт Чурикова-Кононов, пожалуй, и вовсе можно назвать одним из лучших за всю историю советского кино. Леонид Куравлев в роли Аркадия явился эдаким предтечей Афони. Конечно, не по сути, но по общему настрою. И взаимоотношения его персонажа с главной героиней с их уморительными диалогами и семейными сценами стали настоящим украшением фильма.
Советский зритель в полной мере оценил достоинства картины Панфилова. "Начало" стало одним из лидеров проката-1970 (его посмотрело более 21 миллиона человек), а Инну Чурикову признали лучшей актрисой года по версии журнала "Советский экран". Потом были призы в Италии, Австралии, Болгарии, США, восторги одних критиков и возмущение со стороны других... Чурикова не оставляла надежд сыграть Жанну Д'Арк "по-настоящему" и даже отправляла письмо председателю Госкино Филиппу Ермашу, но все просьбы игнорировались. "Начало" так и осталось единственным появлением Чуриковой в образе Орлеанской девы. Как знать, может, оно и к лучшему.
См.также:
Инна Чурикова: Почему актриса, прожившая с мужем больше 50 лет, говорила, что может уйти от него
Курьезы «Ширли-Мырли»: Что осталось за кадром самого странного фильма 1990-х гг.
10 советских фильмов, сюжет которых сложно понять сегодняшней молодежи
Советское кино, которое ничуть не устарело — 10 малоизвестных картин
«Благословите женщину»: история самого неоднозначного фильма о любви и женской судьбе
В Телеграм!