Кто такой Бастер Китон: 10 фактов о главном х**игане эпохи немого кино!
picturehistory — 28.07.2024Не переставая восхищаться опасными трюками Джеки Чана, многие даже не подозревают, что задолго до его рождения, в кинематографе был актёр, поражавший зрителей своей ловкостью и смелостью на экране...
Полное имя этого человека - Джозеф Фрэнк Китон, однако в мире кино он известен под псевдонимом Бастер Китон и его немые фильмы способны удивить до сих пор. Многие трюки этого актёра неоднократно копировались в современных картинах, в частности - Джеки Чаном, но отдельные из них сейчас никто не рискнёт повторить без использования спецэффектов.
Пик славы Бастера Китона пришёлся на 20-е годы прошлого века, а потом наступило долгое забвение, закончившееся признанием заслуг и коротким всплеском популярности незадолго до смерти. В этой статье собраны наиболее интересные факты из богатой биографии этого актёра, которые, возможно, вас удивят.
Факт №1: "полёты" во сне и наяву
Будущей легенде немого кино повезло родиться в семье актёров водевилей 4 октября 1895 года. Согласно семейной легенде, прозвище "Бастер" (примерный перевод - "удалец") мальчик получил в полуторагодовалом возрасте, когда эпично свалился с лестницы, не получив ни единой царапины. По неподтверждённым данным наградил малыша этим "именем" сам великий иллюзионист Гарри Гудини, часто гостивший у Китонов.
В то время большой популярностью пользовались различные шоу - сборные "солянки" из музыкальных пьес, цирковых номеров, выступлений фокусников и даже показа людей с физическими дефектами. Шоу родителей Бастера Китона приносило им неплохой доход, особенно когда в нём стал участвовать их трёхлетний сын.
Юный Бастер
Представления шоу "Три Китона" включали в себя много элементов достаточно опасной акробатики. Родители швыряли маленького Бастера из одного конца сцены в другой, а иногда - и в зрительный зал. Для удобства к его одежде даже приделали специальную ручку. Не знаю, летал ли Бастер Китон во сне, но наяву "полётов" у него было более чем достаточно!
«Секрет в том, чтобы приземлиться, прихрамывая, и прервать падение ногой или рукой. Это мастерство. Я начал так рано, что правильное приземление стало для меня второй натурой. Несколько раз я бы погиб, если бы не умел приземляться как кошка. Подражатели нашего номера долго не живут, потому что не выдерживают такого обращения»
Все трюки он выполнял с невозмутимым выражением на лице и за несколько тысяч выступлений травмировался всего два раза. Кроме исполнения цирковых пассажей, Бастер неплохо пел, танцевал и пародировал знаменитостей. Шоу "Три Китона" на пике популярности приносило семье 750 долларов в неделю, из которых 250 отдавали мальчику. Как итог - в 12 лет у Бастера уже появился собственный автомобиль.
"Три Китона"
Факт № 2: Первая мировая и знакомство с Арбаклом
К 1917 году Бастер Китон уже был довольно востребованным артистом мюзик-холлов, перестав выступать с родителями из-за их развода. Он даже заключил выгодный контракт с известным театром и мог бы построить успешную карьеру артиста мюзик-холлов, но всё изменил случай. В феврале 1917 года Бастер познакомился с известным комедийным актёром Роско Арбаклом, по прозвищу "Толстяк". В те годы этот комик считался главной звездой немого кино и сотрудничество с ним обещало большие перспективы.
Арбакл предложил Китону небольшую роль в короткометражке "Помощник мясника". По сценарию герой Китона, незадачливый покупатель, который конфликтует с мясником и получает от него по голове мешком муки. Удар был настолько чувствительным, что Бастер вырубился почти на полчаса, но всё равно остался в восторге от съёмок и принял судьбоносное решение - посвятить свою жизнь кинематографу.
Сотрудничество с Арбаклом в производстве нескольких короткометражек позволило Бастеру Китону "найти" свой образ, который он эксплуатировал на протяжении следующего десятилетия. Его лицо с глубоким взглядом, остававшееся невозмутимым в любых ситуациях - стало визитной карточкой актёра и мощно контрастировало с гэгами и гротескными трюками. Впоследствии его так и будут называть - "Великое каменное лицо".
«Кинематограф — искусство ограничения и упрощения, и чем более фильм стилизован, тем лучше. Моя „маска“ — стилизация моего лица»
В 1918 году творческую карьеру пришлось ненадолго прервать и "сходить" на Первую мировую войну. Служба в Американских экспедиционных силах во Франции оказалась для молодого человека достаточно спокойной, ведь его подразделение не участвовало в боевых действиях. Однако "подарок" с войны Бастер всё же привёз - из-за перенесённой ушной инфекции у него на всю жизнь ухудшился слух.
Бочка с порохом, зажженная сигарета и невозмутимое лицо... Сейчас что-то произойдёт!
Факт № 3: "золотые" годы творчества
Вернувшись в Калифорнию в апреле 1919 года, Китон получил полную свободу в создании короткометражек, заменив Роско Арбакла на студии продюсера Джо Шенка. Дело было в том, что Арбакла обвиняли в убийстве актрисы Вирджинии Рапп и он надолго отошёл от дел.
Бастер Китон отлично воспользовался потрясающей возможностью проявить все свои таланты. В последующие годы он был главным актером, режиссером, сценаристом, монтажером, автором гэгов и каскадером на всех своих фильмах.
Из наиболее знаковых работ того периода, стоит выделить фильмы "Балда" и "Театр". Первый стал режиссёрским дебютом актёра, а второй удивлял новаторскими спецэффектами. Главной особенностью авторских фильмов Китона стало отсутствие подробного сценария. Как правило, на бумаге были прописаны начало, основная канва сюжета и концовка. А большая часть картин состояла из импровизаций Бастера.
"Середина сама о себе позаботится! - любил говорить Китон
После нескольких прекрасных короткометражек, Китон решил попробовать себя в "полном метре" и здесь его тоже ждал успех. В 1923-м вышел фильм "Три века", а в следующем году - сразу две культовые картины - "Шерлок-младший" и "Навигатор". После выхода на экраны "Навигатора" Китон стал получать по 3500 долларов в месяц и быстро разбогател. Он купил шикарный особняк на Беверли-Хиллз и стал жить на широкую ногу.
Популярность и большие деньги он с умом использовал для реализации своих творческих планов, сняв в 1927 и 1928 годах ещё две легендарные картины - "Паровоз "Генерал"" и "Пароходный Билл". В этих фильмах Китон развернул свою техническую мысль на полную катушку и выдал несколько действительно фантастических трюков.
Тот самый паровоз
"Паровоз "Генерал"" вообще стал одним из самых дорогих фильмов своего времени - только сцена проезда локомотива через горящий мост обошлась в гигантские 42 000 долларов.
Кстати! Орсон Уэллс назвал "Паровоз "Генерал"", "возможно лучшим фильмом в истории кинематографа". А уж в постановке кино он разбирался, сняв в 1941 году не менее знаковую картину - "Гражданин Кейн".
К сожалению, "Пароходный Билл" стал последним независимым фильмом Бастера Китона. В 1928 году студию Джо Шенка купил самый крупный на тот момент кинопроизводитель Голливуда - «Metro-Goldwyn-Mayer» (MGM), который тут же стал диктовать свои правила.
Китон подписал выгодный контракт с MGM, но потерял независимость как автор сценария и режиссёр. Это незамедлительно сказалось на качестве фильмов. Если "Кинооператор", ещё сохранил авторский стиль Китона, то "Брак назло" потерпел фиаско в прокате.
А тем временем наступала эпоха звукового кино...
Факт № 4: невероятные трюки и технические решения
Отдельно хочется поговорить о знаменитых трюках и спецэффектах, которыми славились фильмы Бастера Китона. Почти все трюки он снимал с одного дубля и практически без репетиций. Операторы под страхом увольнения могли выключить камеру только по команде "стоп" или в случае гибели Китона.
Как ни странно, даже самые опасные трюки Бастер Китон исполнял без каких-либо последствий для здоровья, так как заранее всё очень точно просчитывал. Одни из самых известных его трюков до сих пор вызывающих восхищение, это:
1) Падение стены дома ("Пароходный Билл"). Трюк ставший классикой кинематографа и повторённый так или иначе ещё в нескольких фильмах. В концовке фильма на главного героя падает целая стена дома, но не причиняет ему вреда так как он стоит как раз на месте раскрытого окна. Трюк был невероятно опасен, ведь декорация весила больше тонны, а зазор с каждой стороны окна и телом актёра был не более 5 сантиметров.
2) Падение с водонапорной башни ("Шерлок-младший"). В этом трюке Китон бежит по крыше движущегося поезда и цепляется за трубу водонапорной башни. Мощный поток воды сбрасывает его на рельсы, но он невозмутимо поднимается. На съёмках этого эпизода актёр получил серьёзную травму - сломал шейный позвонок, но узнал об этом только через несколько лет.
3) Трюк со шпалами ("Паровоз "Генерал""). В этом фильме очень много запоминающихся сцен, но одна неизменно вызывает восторг. Главный герой сидит на носу поезда, периодически слезая прямо на ходу и убирая сломанные шпалы. Здесь одно неверное движение могло привести к травме или даже гибели Китона, ведь многотонный поезд не так легко остановить.
Также стоит отметить инновационное техническое решение в фильме "Шерлок-младший", когда главный герой может проходить через экран и оказываться в различных фильмах. Выглядят эти переходы очень реалистично, так как декорации кинозала специально перевозили с места на место, а дополнительного реализма добавил умелый монтаж.
Интересно, чтобы сказал Бастер Китон, услышав слова Дмитрия Дюжева: "Да я жизнью рискую ради вас!"...
Факт № 5: звуковое кино и съёмки на трёх языках
В 1927 году с выходом фильма "Певец джаза" наступила эпоха звукового кино. К сожалению, на творчестве Бастера Китона этот переломный момент в истории кинематографа отразился крайне негативно.
Во-первых, он потерял независимость, связав себя контрактом с MGM в 1928 году. Во-вторых, съёмки стали занимать гораздо больше времени, так как делали сразу три прокатные версии фильма на разных языках. Соответственно, каждую сцену сначала снимали на английском, испанском и французском (реже - немецком). Актёрам приходилось заучивать иностранные реплики "на слух".
Бастеру Китону это очень не нравилось и в разговорах с коллегами он часто невесело отмечал, что теперь ему приходится снимать паршивое кино не один, а целых три раза.
Неудовлетворённость работой, а также семейные неурядицы привели Китона к самому тяжёлому периоду в его жизни...
Факт № 6: развод, "зелёный змий" и забвение
Бастер Китон хоть и был весьма закрытым человеком, но женского внимания никогда не избегал. В молодости он имел короткие близкие отношения со многими женщинами.
Остепениться он решил в 1921 году, женившись на молодой красавице-актрисе Натали Толмадж. Поначалу в браке была полная идиллия, но после рождения второго ребёнка в душе супруги что-то надломилось и она сделала мужу поистине недальновидное заявление...
Опасаясь забеременеть в третий раз, Натали объявила мужу о завершении их интимной жизни. Проще говоря - отрезала ему доступ к своему телу. На уговоры она не поддавалась и Китон, естественно, стал ей изменять. Надо ли говорить, что такая неоднозначная ситуация вскоре привела к тяжелому разводу в 1932 году.
Бастер и Натали
Натали Толмадж запретила бывшему мужу общаться с сыновьями и "отжала" у него почти всё имущество. Бастер Китон ушёл в долгий запой. Каждый день он появлялся на пьяным на съёмочной площадке и его карьера полетела под откос. Не спас ситуацию и второй брак с медсестрой Мэй Скривен, который завершился разводом и новым разделом имущества уже через два года.
Затяжные алкогольные "марафоны" привели к увольнению со студии, а позже - к "белой горячке" и долгому лечению. Позже сам Китон рассказывал, что совершенно не помнит два года своей жизни, когда находился в беспрерывном алкогольном угаре.
К счастью, его спасли новые отношения с женщиной. В 1937 году он познакомился с 21-летней Элеанор Норрис, через некоторое время женился и эта женщина стала для него настоящей музой и спасением. Элеанор была рядом с актёром до самой его смерти.
Факт № 7: перезапуск карьеры и сотрудничество с Чарли Чаплином
Справившись с алкогольной зависимостью, Бастер Китон стал в 1938 году художественным руководителем студии «Юнайтед Артистс». За следующее десятилетие он снял несколько остроумных комедий, которые даже имели кассовый успех.
Возрождение популярности уже немолодого и почти забытого актёра началось в 1949 году, после публикации в журнале Life статьи «Величайшая эра комедии». Автор публикации, поэт и кинокритик Джеймс Эйджи, крайне положительно отзывался о роли Бастера Китона в развитии кинематографа и буквально заставил всех вспомнить о нём.
В том же году, Китон стал работать на телевидении и его персональные шоу пользовались неизменным успехом у зрителей. Но и о съёмках в кино он не забывал.
В 1952 году на экраны вышел фильм "Огни рампы", где Бастер Китон снялся в паре со своим главным "конкурентом" эпохи немого кино - Чарли Чаплином. По слухам, Чаплин, как режиссёр, "зарезал" немало идей Китона, которые он хотел реализовать в этой картине. Однако фильм о двух стареющих артистах всё равно получился интересным и душевным.
Китон и Чаплин
Факт № 8: реклама "Алка-Зельцера"
В 1960-е годы Бастер Китон активно снимался в рекламных роликах. Одной из наиболее запоминающихся была реклама средства от похмелья "Алка-Зельцер". Символично, что в те годы актёр практически не употреблял алкоголь. Гонорары за один рекламный ролик могли достигать 5-10 тысяч долларов, поэтому финансовое положение Китона в конце жизни было весьма стабильным.
Факт № 9: признание и долгие аплодисменты
Настоящее признание своих заслуг перед мировым кинематографом Бастер Китон получил в 1959 году, когда ему вручили почётный "Оскар" «за уникальный артистический дар, который обеспечил бессмертие немой комедии».
В 1965 году, незадолго до ухода из жизни, Китон удостоился 15-минутных оваций на Венецианском кинофестивале. Показ его лучших немых фильмов настолько впечатлил зрителей и участников фестиваля, что они долго и искренне рукоплескали пожилому артисту, доведя его до слёз.
Факт № 10: болезнь и уход в вечность
В своём последнем фильме "Писарь" Бастер Китон снимался уже неизлечимо больным. У него диагностировали рак лёгких. Правда, до самых последних дней он думал, что лечится от бронхита. Причиной тяжелой болезни стало пристрастие актёра к курению. На съёмках "Писаря" Китон возмущался, что в некоторых сценах его заменяет дублёр, но просто физически был не способен к активным действиям.
1 февраля 1966 года в своём доме в Калифорнии Бастер Китон играл в бридж. Чувствовал себя плохо, игра не шла и он сильно нервничал. Стоя у стола и кидая на него карты он внезапно осел на стул и перестал дышать. Ушёл из жизни великий комик на руках жены, с которой прожил больше четверти века.
"Мне всегда хотелось, чтобы зрители разгадали меня, чтобы я потом мог их перехитрить"
А что вы думаете об этом неординарном человеке? Смотрели его фильмы?
СМ.также:
«Паровоз Генерал»… 10 занятных фактов о съёмках фильма
Крутые трюки Бастера Китона
10 лучших фильмов эпохи немого кино по версии Silent Era, которые увлекают и сегодня
Что приходилось скрывать всю жизнь Чарли Чаплину: Великий комик с грустным лицом
Величайшие актеры и актрисы мира по версии EMPIRE
В Телеграм!
|
</> |