Наблюдения военного министра перед русско-японской войной. Часть 2

топ 100 блогов mikhaelkatz01.02.2016 Наблюдения военного министра перед русско-японской войной. Часть 2

Направляющийся 28 мая 1903 года в Японию с миссией военный министр А.Н. Куропаткин продолжает размышлять в своём дневнике о непоследовательной российской государственной политике, которая угрожает России абсолютно ненужной войной.



"Из того, что я видел и слышал, государя более всего тревожила и даже раздражала неопределенность наших отношений к Манчжурии и Корее. Новый курс должен был поэтому заменить неопределенность определенностью. По этому существенному вопросу прежде всего надлежит припомнить, что знаменательные правительственные сообщения о том, что мы не ведем войны с Китаем, и о том, что мы очистим Манчжурию, составлялись и были обнародованы без всякого участия военного министерства.
...

То же решение, которое, по-видимому, теперь принято, определенности не приносит. Мы запутаем Манчжурское дело еще более. Нельзя точно выполнять договор 26 марта 1902 года и в то же время быть хозяевами экономического положения Манчжурии и не допускать в нее иностранного влияния в какой бы то ни было форме. Таким образом, мы прежнюю неопределенность заменим неопределенностью же. Изменилась форма, но неопределенность осталась по существу. Разница, однако, получилась большая. Прежняя неопределенность была тяжела, вызвала уступки, но к войне привести не могла. Новая неопределенность требует тоже уступок, ибо обещает вывод войск из Манчжурии, но в то же время может легко вызвать войну с Японией. Война эта будет противна самым существенным интересам России, война эта будет величайшим благополучием для наших врагов. Война эта, если начнется, то даже конченная в нашу пользу, составит только первое звено целой серии войн на Дальнем Востоке.


Наблюдения военного министра перед русско-японской войной. Часть 2

Поэтому надо очень вдуматься: какие же такие причины могут прежде всего вызвать эту войну? Самые важные интересы России на Дальнем Востоке заключаются в Приамурском крае. За этими интересами идут интересы в Манчжурии. Еще менее важны для России в настоящее время наши интересы в Корее. Если бы Япония угрожала нашим интересам в Приамурском крае, я понимал бы, что без войны с нею обойтись трудно. Если бы Япония угрожала нашим интересам в Манчжурии, то надлежало бы попытаться обойтись без войны. Тем не менее я понял бы, что в крайности без войны обойтись трудно. Но если Япония и не подумает угрожать нашим интересам в Приамурском крае, если она согласится не мешать нам в Манчжурии, но будет просить нас признать, что в Корее ее интересы важнее русских, уступит даже нам право на преобладающее влияние в северной части Кореи, то мы должны придти с нею к соглашению, даже отказавшись вовсе от Кореи, только бы не начинать с нею войну. Ибо если мы из-за Кореи начнем войну с Япониею, то мы истинные интересы России на Дальнем Востоке по важности их поставим в обратном порядке и за это и будем наказаны войною. Даже победоносная война с Япониею будет тяжким наказанием для России, и история никогда не простит тем советникам государя, которые убедили его принять настоящие решения, если они приведут к войне. Это будет наказание за поставление сравнительно ничтожных для России интересов в Корее выше интересов Манчжурии, выше интересов Приамурского края.


Это будет в особенности заслуженное наказание за то, что в делах Дальнего Востока мы не разобрались в коренном для России вопросе: мы, принимая решения, не взвешивали относительной важности этих дел с делами внутренней России и в особенности с делами, определяющими безопасность России на западной границе. Силы и средства России уже тяжко напряжены. Если мы даже без войны вновь затратим большие силы и средства на Дальнем Востоке, то будем в силах это сделать, только одновременно ослабляя себя на западной границе. Это будет игра в руки врагов наших. Если же дело дойдет до войны, то нам придется вести ее при очень большом напряжении сил наших. Даже победоносная война ослабит нас надолго на западной границе. ...."

Это вполне аргументированный ответ тем политикам, которые толкали Российскую империю в международные авантюры, оправдываясь тем, что стране нужна "маленькая победоносная война". Поражает, однако, неумеренный оптимизм военного министра, который заранее предполагает победоносную войну. Это совсем скоро ему, и всей стране, весьма дорого аукнется.

Источник


Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Не раз тут поднимались темы "нужны многоуровневые развязки - не нужны", "строить надземные переходы - не строить", "а вот у них в Европе..." Попалось на глаза интересное решение, которое сделали в Шанхае: круглый пешеходный мост. Мне кажется, ...
«Непотопляемый авианосец Тайвань» - оценка числа истребителей на основных авиабазах ...
Михаил I и Леон V. Вульгарные решения Михаил Рагавис трезво взглянул на карту мира и взвесил свои силы — биться супротив булгар и арабитян сразу была та еще сверхзадача, а воевать до кучи того и с франками из-за титула Шарлеманя (см. предыдущие серии) было чревато потерей последних ...
мало на свете столь же уродливых явлений, как наследники гениев. ну, ладно, явлений хватает — от убийств до герпеса, но сантимент мой, надеюсь, понятен. я полагаю, что единственный достойный путь для потомка кого-то великого — это путь сына Дэвида Боуи: сменить красивое имя Зоуи Боуи имя ...
Кто там ссал, что Кукусик перевернется из-за антенны? Все пучком, епт. Антенна установлена. Пишу из автомобиля. Подробности вечером. Теперь осталось налепить ...