НА САКМАРЕ

топ 100 блогов yuri_sh01.11.2022 Из цикла «Раскрашенные фотографии»

В этот чёрно-белый снимок из родственного архива я позволил себе добавить немного зелёного цвета. Когда лучи летнего солнца просачиваются сквозь крону чёрной ольхи – воздух зеленеет. На снимке – я (слева) и Сергей, мой брат, друг, моё «второе Я». Мы плещемся с ним в Сакмаре. В отличие от наших родных Верб с ледяными затонами и от родной же горной Губерли, вода в Сакмаре по-июльски тёплая. И мы берём от её гостеприимности всё что можно – ловим марлей рыбу, плещемся, просто гоняемся друг за другом по перекату.

НА САКМАРЕ

Мы приехали на Сакмару в кузове грузовика. Он прячется в кустах, стыдясь своего бензинового перегара посреди чистого дыхания речного плёса. У нас большая компания: это отец и три его брата с семьями и родственниками второго и третьего круга. Мама тоже здесь. И сестра моя здесь. А ещё здесь какой-то городской мальчик – с длинными светлыми волосами. У него бледное лицо. Он младше нас с Сергеем на год и почти не отходит от своей бабушки. Вода Сакмары кажется ему холодной. Меня эта изнеженность, этот негромкий знак большого города привлекает. Но я не знаю, как подступиться к «бледнолицему», как заговорить с ним. Бабушка мальчика не отпускает его от себя… У меня есть ещё несколько фото из «сакмарского» цикла, по ним видно, что опасливая бабушка держит «бледнолицего» возле своей юбки. Наверное, так выгладит гиперопека. А может это просто неуверенность пожилой женщины перед всем, что на неё свалилось: незнакомая река, деревенские пацаны, от которых непонятно чего ждать, большая компания, где не все еще хорошо знают друг друга… Но там, в неторопливо развивающемся сюжете фотографии, я, конечно, думаю не об этом. Я думаю, точнее, смутно ощущаю нечто другое.

С этим мальчиком, может впервые, донеслась до меня какая-то странная, минорная, надрывная, бьющая по неокрепшей душе и манящая-манящая музыка. Музыка огромного города, музыка человеческого «муравейника» с сотнями и тысячами жестко запрограммированных ролевых свирелевых зовов и откликов. И один из этих зовов, чистый, звездный, холодновато отстранённый от всего того, что я знаю и люблю, начинает воплощаться в нашем юном госте. Мне ещё неизвестно, что город, в отличие от села, намного раньше пытается воплотить в детях их предназначение (то, что выше я случайно назвал «свирелевым зовом»). Мне неизвестно, на какую роль натаскивают юного гостя. Но я чувствую родство душ. Поэт? Художник? Музыкант? Незачем отвечать. Я просто изредка встречаюсь с мечтательными глазами светловолосого и понимаю, мы могли бы с ним подружиться. Очень крепко подружиться. Если бы бабушкина юбка не была такой… непреодолимой.

А у нас музыка другая. Попроще. Поестественней. Поближе к усреднённым коллективным запросам. Гармошка там, в зарослях кустов, над поляной, где накрыт стол, ведёт знакомые мелодии. Это отец – первый гармонист на селе – поднимает настроение родственной компании, пытается объединить тех, в ком, несмотря на общность происхождения, давным-давно звучат собственные свирелевые мелодии… Ноты судьбы особенно какофоничны в дальних родственниках. Они слышат внутри себя другие мотивы, совсем непохожие на те, что наигрывает отец. И от этого нелегко даётся понимание на берегу тёплой реки, за общим столом на поляне. Когда о природе и о детстве разговоры – всё просто и понятно. Когда чуть сложнее вопросы возникают – того и гляди вырастет стена непонимания. Вот отец, один из младших братьев, и старается, строит музыкальный фон для встречи. А когда понимает, что музыка звучит вхолостую, он идёт на берег Сакмары, к нам, резвящимся в брызгах солнца.

Гармошку на переднем плане, на фото, не сразу и заметишь. Но именно она, отцовская гармонь, «сделала» весь сюжет снимка. Раньше мне казалось, что мы резвимся в воде как раз от гармошки. Вслед за её шаловливыми наигрышами. Повторяем её ритмы, хохотание и вздохи её мехов. Отец играет – а мы с Сергеем… не то чтобы пляшем – скачем под музыку.

Сейчас я думаю по-другому. Это мы задаём тон музыкальному опусу-импровизации. Отец слышит наши голоса и крики, нашу беспечность, нашу простоту жизненного восприятия, нашу солнечную радость, нашу готовность «друг за друга», нашу полноту счастья – и набирается этих нот. Зачем? Чтобы вернуться к братьям, туда за стол, и попытаться напомнить им, повторить то, что даёт только детство.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Кого из российских исполнителей приглашают на домашние мероприятия участники списка Forbes. "...В прошлом году российские предприниматели, по оценке музыкальных продюсеров, закатывали частные вечеринки почти так же часто, как до кризиса. ...
Есть такая спорная фраза, которую одни произносят с издевательским оттенком, другие – на полном серьезе. Она звучит так: счастлива мать – счастлив и ребенок. А правда, счастлив ли? Аргументы за: - Настроение действительно передается от матери к ребенку Это, бесспорно, ...
Хочунимагу эту книгу! Она есть тут отсканнированная - http://www.labirint.ru/books/85597/ , а вот так бы, чтобы поближе, а? Можно даже на ...
17 сентября 1973 года, на экраны кинотеатров Советского Союза, вышла советская фантастическая комедия "Иван Васильевич меняет профессию" производства киностудии «Мосфильм», снятая режиссёром Леонидом Гайдаем по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». В фильме прозвучало ...
Другого такого места, как Гранд-Каньон, который расположился на плато Колорадо, штат Аризона , встретить больше в мире невозможно. На самом деле даже фотографии, сделанные туристами, которые побывали в этом месте, не могут передать всей величины и огромных размеров каньона. В ...