На рассвете...
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![На рассвете... image.jpg На рассвете... image.jpg](/images/main/na-rassvete-7f8d0d.jpg?from=https://img-fotki.yandex.ru/get/15566/135364981.97/0_f5844_152bfee9_XL.jpg)
Первая часть http://airguide.livejournal.com/127935.html
Вторая http://airguide.livejournal.com/128935.html
... Правый подлокотник чуть пониже, кресло слегка повыше - вроде удобно. Привычным движением рук накинул плечевые ремни, застегнув их в общий замок. - Серёж, ты готов, да? - Да, конечно. Прошу снижение? - Давай, пора. Но не тут-то было, эфир переполнен - прайм-тайм в московских небесах. Да так, что и слова не вставить. Шарик вертикального отклонения от рассчитанного машиной профиля снижения задрожал, и долго не думая, "упал" вниз, туда, где теперь наша рассчитанная вертикальная траектория движения. "DECELERATE" запаниковал самолёт сообщением на главном пилотажном приборе, рекомендуя уменьшить скорость до минимальной, чтобы потом, когда мы все-таки начнём снижение, догнать профиль, используя весь диапазон допустимых скоростей. Самолёт прав - мы выше чем надо, но только в одном случае - если мы пойдём по стандартной схеме захода на посадку, а это маловероятно в утренних воздушных пробках. Я намеренно не уменьшаю скорость: во-первых диспетчер пока не дал схему, а во-вторых диспетчер знает что мы идём высоковато для захода по наикратчайшему расстоянию. И есть ещё одна причина, о которой некоторые пилоты не задумываются - уменьшить скорость до минимальной и зависнуть дирижаблем на высотах 7-8 километров, когда тебе дышат в спину твои коллеги, просто некрасиво. И непрофессионально. Даже если нас и соберутся заводить по короткой схеме у нас есть свои "секреты" как эффективно догнать профиль, без особых проблем. Ну вот и наша очередь.
- Сибирь 877, снижайтесь 150, ваша скорость?
- Снижаюсь эшелон 150 приборная скорость 270 узлов.
- А увеличить можете? - Без проблем, какая скорость нужна?
- Ну 300 узлов было бы не плохо.
- Ок, приборная 300, можем и 320 если нужно.
- 300 будет достаточно, Сибирь 877.
Голос диспетчера ооочень знаком.
- Антоха, ты?
Слышу что улыбается:
- Яяяя. Юрец?
- Ага, доброе утро, дружище!
- Пррривеет...
И сразу нарочито серьёзным голосом:
- Сибирь 877, какую схему для захода предпочитаете?
- Какую скажете, такую и выполним, Сибирь 877, - не менее серьёзным голосом подыгрываю я.
- Юр, тут дело такое - с востока "вереница" идёт, бортов 15, если бы зашли сейчас перед всеми было бы очень хорошо... Но вы высоковато... Успеете?
Антон ещё не договорил фразу, я уже оценил высоту и удаление до аэродрома, нашу скорость, ветер, всю эту совокупность факторов и уже знал ответ.
- Да, мы успеваем, но тогда нам нужно безступенчатое снижение, без ограничений по скорости, Сибирь 877.
- Сибирь 877, скорость на ваше усмотрение снижайтесь эшелон 50, схема захода Скурыгино 32 Альфа, спасибо Юр.
- Снижаюсь 50, скорость - моя, Сибирь 877.
Вот за это я и люблю возвращаться в Москву пилотирующим пилотом - в Кемерово или Барнауле скучно, а здесь можно отточить и свои навыки как пилота, так и использовать многие возможности нашего прекрасного самолёта. Спойлеры - полностью, скорость максимальную, двигатели на малый газ! Вертикальная скорость растёт, не так быстро, но все же "убивая" превышение. Сейчас мы "проглатываем" 30 метров высоты в секунду! Машина считает что мы всё-таки не успеваем, но она ошибается. Какой бы он ни был умный - это всего лишь компьютер, работающий по определённой логике. Да, фактически мы все еще выше, но физически мы успеваем и это главное. В голове молоточком стучит: "только бы ветер не поменялся, только бы ветер не поменялся..."
Но, по закону подлости, так нужный нам сейчас встречный ветер сначала стих, а потом развернулся на попутный и усилился, выбивая нас ещё выше профиля! Ну что ж, не хотелось мне это делать, но придётся применить "секретное оружие" - шасси. Но для этого нужно уменьшить скорость - максимальная скорость выпуска шасси 250 узлов. Уменьшаю вертикальную, до 15 метров в секунду, тренд приборной скорости уверенно пошел вниз, стремясь к 250 узлам... 270, 260, 250! "Gear down!" - Полностью согласен, Юрец! - отозвался капитан. Самолёт натужно задрожал, вот взбудораженном воздухе. Примерно 14 секунд, до закрытия створок ниш шасси и скорость можно будет увеличить до 280 узлов. 10 секунд, 5, 2... Всё! Створки закрылись! Задатчик скорости на 275 узлов, самолёт опускает нос стремясь к этому значению! Теперь наше сопротивление ещё выше и вертикальная вернётся на прежнее значение - примерно 30 метров в секунду - это мне и нужно. Пресекаем 8000 футов...
- Сибирь 877, работайте Домодедово-круг 127,7, будь здоров Юрец и спасибо!
- 127,7 Сибирь 877. Спасибо дружище, доброй смены тебе.
На следующем секторе воздушного контроля тоже гвалт и опять не вклиниться. Подходим к 5000 футов, пора уменьшать приборную скорость. В горизонтальном полёте с выпущенными шасси и спойлерами скорость уменьшается приятно быстро. Greendot speed! Осередь механизации крыла. Flaps one!
- Сибирь 877, Домодедово-круг, доброе утро, снижайтесь 500 метров, давление 991, заход ILS 32 правя разрешаю. Успеваете?
- Доброе утро, снижаемся 500 метров по давлению 991, заход разрешён. Да-да, всё успеваем, Сибирь 877.
Поехали вниз! Подходим к посадочному курсу. Пока выше, но уже незначительно. Захватили луч курсового маяка посадочной системы! Отлично! 3 мили до входа в глиссаду - заняли 500 метров! - Ну вот, а ты переживал, дружок! - погладил приборную панель самолёта. - Видишь, всё успели. Серёга улыбается. ;) Подходим к глиссаде... flaps 2! Glideslope star, go around altitude 2200 feet is set! Flaps 3! Flaps full! Landing checklist, please....