![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomvikond655394171344903084490308_original.jpg)
На ракетопланере - в ГУЛАГ
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![На ракетопланере - в ГУЛАГ На ракетопланере - в ГУЛАГ](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/4490308/4490308_original.jpg)
Ровно 80 лет назад, 19 марта 1940 года, успешно завершились летные испытания первого российского самолета с реактивным двигателем. Точнее, не самолета, а ракетопланера под индексом РП-318-1, сконструированного будущим отцом российской космонавтики С.П. Королевым. А ракетный двигатель для него спроектировал будущий создатель силовых установок для военных и космических ракет В.П. Глушко.
Однако к тому моменту оба авиаконструктора уже полтора года сидели в ГУЛАГе. Глушко после ареста избивали дубинками и обрезком электрокабеля, а Королеву на допросе сломали челюсть, заставляя "признаться" в том, что он "в контрреволюционных целях подрывал государственную промышленность".
Когда Королев и Глушко оказались на нарах, доводку проекта ракетопланера поручили инженеру Арвиду Палло, а керосиново-азотнокислотного ракетного двигателя РДА-1-150 - Леониду Душкину, который едва ли не во всех российских источниках (в том числе - на сайте Роскосмоса!) почему-то ошибочно назван "Дедушкиным".
РДА-1-150 представлял собой упрощенный и удешевленный глушковский двигатель ОРМ-65, в котором дефицитную нержавеющую сталь заменили обычной, углеродистой, изменили количество форсунок, снизили давление в камере сгорания и внесли ряд других мелких доработок. В результате удельная тяга тоже понизилась с 210 до 192 кг/с, но это посчитали достаточным.
В ходе летных испытаний, начавшихся 28 февраля 1940 года, РП-318-1 на буксире самолета Р-5 поднимали на высоту 2500 метров, после чего он отцеплялся, а пилот включал ракетный двигатель. Во время его работы скорость ракетопланера за 5-6 секунд возрастала с 80 до 140 км/ч, при этом он устойчиво набирал высоту со скоростью 3 м/с. Запасов топлива и окислителя хватало на 110 секунд работы мотора.
Всего было проведено три полета, доказавших реальность создания самолета с ракетной силовой установкой. В следующем году началась разработка ракетного истребителя-перехватчика Би-1, однако, это уже другая история. А Королев и Глушко тем временам продолжали сидеть. Их освободили, но без реабилитации и снятия обвинений в июне 1944 года.
Определенно, не только им, но и всем нам повезло, что эти талантливые люди не были рсстреляны и не сгинули в лагерях, как миллионы других "врагов народа". Неизвестно, как бы в этом случае развивалась российская космонавтика и насколько успешным было бы ее развитие. Впрочем, великий вождь Сталин любил повторять: "у нас незаменимых нет".
![На ракетопланере - в ГУЛАГ На ракетопланере - в ГУЛАГ](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/4490707/4490707_original.jpg)
Чертеж РП-318-1.
![На ракетопланере - в ГУЛАГ На ракетопланере - в ГУЛАГ](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/4490918/4490918_original.jpg)
Ракетопланер на аэродроме во время летных испытаний в марте 1940 года.
![На ракетопланере - в ГУЛАГ На ракетопланере - в ГУЛАГ](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/4491132/4491132_original.jpg)
С.П. Королев возле планера "Красная звезда", который послужил основой для создания РП-318-1. Справа - фотографии из следственного дела Королева, сделанные в Бутырской тюрьме.
![На ракетопланере - в ГУЛАГ На ракетопланере - в ГУЛАГ](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/4491390/4491390_original.jpg)
Ракетный двигатель ОРМ-65, на базе которого была сделана силовая установка РП-318-1. Справа - фотографии из следственного дела Глушко.
![На ракетопланере - в ГУЛАГ На ракетопланере - в ГУЛАГ](https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/4491606/4491606_original.jpg)
Приговор В.П. Глушко. Только В 1956 году конструктор был полностью реабилитирован, а до этого он считался "досрочно освобожденным от отбытия наказания".
|
</> |
![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomvikond655394171344903084490308_original.jpg)