На пути к Марсу: о советском проекте по высадке на Красной планете


В современном мире полёты к Марсу уже давно перестали быть
фантастикой. За последнее десятилетие автоматические станции
нескольких стран уже достигли Красной планеты и совсем скоро
полетят новые. Государства и корпорации всерьёз разрабатывают
проекты пилотируемых полётов и до колонизации соседней планеты
остаются не века, а десятилетия. Но уже в прошлом веке основатели
мировой космонавтики были в шаге от дерзкого броска человечества к
Марсу. На протяжении многих лет советские конструкторы под
руководством Королёва готовили межпланетную экспедицию, которая
могла бы перевернуть историю нашего мира так же, как её перевернул
полёт Гагарина.
Прошедший через несправедливый суд и систему лагерей, Сергей
Королёв даже в самые тяжёлые моменты жизни ни на секунду не
отказывался от сокровенной мечты — покорить звёзды. Поэтому, когда
обвинения против него были сняты, а государство поставило
конструктора во главе космической программы, Королёв развернул
кипучую деятельность. Уже в 1960 году под его руководством в Особом
конструкторском бюро рождается проект ракетно-космической системы
для выведения на орбиту земли тяжёлого межпланетного корабля с
последующей отправкой аппарата к Марсу. Планировалось, что корабль
будет выведен в космос по частям, а соберут его прямо в околоземном
пространстве группы инженеров, заранее подготовленные на Земле.
Затем мощная ракета с жидкостными реактивными двигателями направит
махину массой 500 тонн к Красной планете. Корабль планировалось
сделать пилотируемым и отправить на Марс троих космонавтов.
Разумеется, с последующим возвращением.
Королёв понимал, что межпланетный полёт принесёт огромное
количество новых проблем учёным и в случае ошибки может стоить
жизни тем, кто отважится покинуть окрестности Земли. Поэтому по его
поручению в СССР начались исследования замкнутых биологических
систем — комплексов, которые могли бы обеспечивать космонавтов
пищей и воздухом в отсутствии постоянного снабжения с Земли.
Забегая вперёд, можно констатировать: такие комплексы были успешно
созданы и показали отличный результат. И если с вопросами
жизнеобеспечения, влияния невесомости на здоровье и другими важными
вопросами ещё предстояло разбираться, то тяжёлые ракеты для вывода
на орбиту составных частей будущего межпланетного аппарата были
почти готовы — речь идёт про проект «Н-1». Эти исполинские ракеты
планировалось вначале использовать в советской лунной программе, а
затем и для освоения Марса.
К огромному несчастью для всего прогрессивного человечества, Сергей
Королёв умер в 1966 году и работы над межпланетной экспедицией
пошли совсем по другому пути: все четыре запуска ракеты «Н-1»
закончились авариями и лунная программа СССР оказалась под угрозой
срыва. Фактический преемник Королёва, Василий Мишин, допустил
серьёзные ошибки и просчёты в деятельности на посту главного
конструктора, за что и лишился руководящих постов. Дальнейшие
разработки тяжёлых ракет, которые бы помогли людям отправится к
Марсу, на некоторое время отменили. На Луне советские космонавты
так никогда и не высадились.
Несмотря на это, межпланетный проект Королёва продолжал
существовать, пусть и в урезанном виде. До 1975 года на макете
тяжёлого корабля продолжались испытания систем жизнеобеспечения, в
околоземном пространстве производились эксперименты по
автоматической стыковке аппаратов — так отрабатывали процессы,
которые пригодились бы в будущем, во время строительства
марсианского корабля... Но всё же время было упущено.
Cегодня, когда к Марсу вновь устремляются государства и корпорации,
стоит вспомнить, что проект полёта на Красную планету существовал и
в прошлом веке, проект продуманный, реалистичный и столь
масштабный, что его осуществление возможно за считанные годы, ведь
новые знания позволят доработать его и избежать неминуемых ошибок.
Было бы желание, задор и средства. На Марсе будут цвести яблони —
главное, чтобы существовали люди, которые захотят их там
посадить.
А ещё у автора есть канал в дзене | И группа в одноклассниках | И конечно канал в Telegram