рейтинг блогов

На поезде Великий Новгород - Луга

топ 100 блогов ru_railway09.06.2018 Северо-Запад России, включая Новгородскую область, богат на разного рода лесисто-болотистые дебри, в которых порой прячутся атмосферные малодеятельные железные дороги. Одна колея среди лесов и деревень, и редкий ходящий по ней поезд. Одна из таких веток уходит на запад от Великого Новгорода, связывая его с городом Луга на юге Ленинградской области, и пересекаясь на станции Батецкая с магистралью Петербург - Витебск. Единственный пригородный поезд по этой линии ходит теперь только в летний период (с апреля по октябрь, если точнее), и только по выходным. Я совершил поездку по этому маршруту в начале золотой осени 2017 года, в конце путешествия в Карелию и Новгород.

На поезде Великий Новгород - Луга

Таким нестандартным маршрутом — через Лугу, я возвращался из Новгорода домой в Питер. От Новгорода до Луги совсем недалеко — 96 километров, но поезд преодолевает это расстояние аж целых три часа. Отправляясь из Новгорода в девять утра, в полдень он прибывает в Лугу.

2. Начнём с новгородского вокзала, откуда начинается путь. Вокзал построен в 1953 году, и его архитектурное решение очень оригинально. Навевает древнерусские мотивы, сразу же настраивая на нужный лад приехавшего в этот город путешественника.

На поезде Великий Новгород - Луга

Пришёл я на вокзал почти впритык перед отправлением. Собирался купить билет, но терминал по их продаже на новгородском вокзале в упор не знал о существовании станции Луга. Оказалась здесь не редкая для нынешнего времени ситуация, когда пригородные билеты на станции продаются не во всех направлениях. То есть в Новгороде можно купить на вокзале билет на электричку до Чудово или Питера, но до Луги надо покупать в вагоне.

3. У перрона меня ждал дизель-поезд РА2. В Новгороде я его не запечатлел, поэтому приведу фото, сделанное на станции Батецкая.

На поезде Великий Новгород - Луга

В девять часов трогаемся. Народу не много, и в основном это дачники, большинство из которых сойдёт на первых же остановках по пути. От начала до конца еду только я, и это неудивительно — пассажиропотоку из областного центра в периферийный город соседней области (центр которой значительно больше) взяться, в общем-то, неоткуда. Да и ближних пассажиров не много: всё-таки эта железная дорога на всём протяжении дублируется идущей рядом автомобильной. В поезде у разъездного кассира в тот день была какая-то неисправность с аппаратом для продажи билетов, и она мне сказала "До конечной билет пробить не получается, давайте я вам до Луги-2 пробью". Так что последние 4 километра пути я с санкции контролёра ехал зайцем. Такие дела.

4. А поезд наш, тем временем, уходит с новгородского вокзала, ныряет под путепровод на проспекте Корсунова. Пока что сверху ещё тянется контактная сеть, но она заканчивается сразу же, как мы сворачиваем на запад — на лужскую ветку.

На поезде Великий Новгород - Луга

5. Въезжаем на станцию Новгород-Лужский. На соседнем пути грузовой поезд с химического комбината "Акрон" — крупнейшего промышленного предприятия Новгорода. Судя по столбам, эту станцию планировали электрифицировать, но руки не дошли.

На поезде Великий Новгород - Луга

6. Дымящие трубы "Акрона" мелькали между деревьями где-то вдалеке справа от поезда, вскоре скрывшись из вида. Город остался позади, и я чувствую погружение в железнодорожную глушь. За окном осенний лес, поезд гудит и дымит как паровоз. Правда, минут через пятнадцать сильно дымить он перестал.

На поезде Великий Новгород - Луга

7. Остановка 88-й километр (километраж идёт от Луги) в маленьком дачном посёлке. Выглянув в тамбур, можно через открытые двери почувствовать запах сосен. "Октябрь уж наступил" — на календаре как раз первый день второго осеннего месяца.

На поезде Великий Новгород - Луга

8. Колодец-"журавль" у одного из домов:

На поезде Великий Новгород - Луга

9. Солнце выглянуло на несколько минут, но дальше погода была исключительно пасмурной. За окном лес, и начало золотой осени.

На поезде Великий Новгород - Луга

10. Некоторые остановки поезд делает просто на переезде. Грунтовая дорога, переезд без шлагбаума, и никакой платформы. Где-то поблизости за лесом прячется какая-нибудь деревня.

На поезде Великий Новгород - Луга

Эта железнодорожная ветка, связавшая Новгород с Петербургско-Витебской и Петербургско-Варшавской магистралями, строилась во время Первой мировой войны, и движение по ней было открыто в 1917 году, между революциями (так что поездку по ней я совершил в год её столетия). До войны, кстати, Новгородский узел был больше, чем сейчас, поскольку с 1878 года действовала железная дорога Новгород - Старая Русса, с открытым в 1916 году ответвлением Шимск - Сольцы, которое служило ещё одной перемычкой Новгорода с Витебской дорогой. Но старорусская ветка, вместе с солецкой, была разрушена в войну, и затем не восстанавливалась. А эта по-прежнему действует, хоть и значение её весьма невелико.

11. Станция с мелодичным названием Люболяды — одна из трёх станций на без малого сто километров пути. Расположена в одноимённой деревне среди леса. В деревне буквально несколько домов. Из печных труб вьётся дым.

На поезде Великий Новгород - Луга

12. Остановка 60-й километр (от Новгорода это уже 36 километров). Еле заметный перрон, отсыпанный песком, заколоченный деревянный сарай, где-то рядом находится деревня Марино. А вот футуристичные фонари с солнечными батареями смотрятся в такой обстановке даже как-то комично.

На поезде Великий Новгород - Луга

13. Ещё через 12 километров — бывшая станция, а ныне остановочный пункт Мойка, перед которым поезд пересёк по мосту маленькую лесную речку Лугу — ту самую, которая ниже по течению станет широкой и довольно крупной рекой, и в итоге впадёт в Балтийское море. В Мойке сохранился вокзал времён постройки железной дороги. Ныне заброшен, и, наверное, стоять ему осталось недолго. А жаль.

На поезде Великий Новгород - Луга

14. Интерьер поезда. После Мойки он почти опустел, и, кажется, лишь ещё два пассажира ехали до Батецкой.

На поезде Великий Новгород - Луга

Что интересно, на участке Новгород - Батецкая пассажирское сообщение этим поездом не исчерпывается. Есть и дальнее сообщение: раз в два дня здесь ходит белорусский поезд Минск - Мурманск. Но в обе стороны он проходит этот участок ночью.

15. Кроме леса, за окном много и болот. Тёмные воды с безжизненными стволами берёз, речки с торфяной водой. Настоящий Северо-Запад.

На поезде Великий Новгород - Луга

Видео:



16.

На поезде Великий Новгород - Луга

17. Вскоре поезд замедляет ход и описывает полукруглый разворот. Справа появляется уходящая на север просека.

На поезде Великий Новгород - Луга

18. А потом на ней показываются рельсы. Это тепловозная магистраль Петербург - Витебск, прекрасно знакомая мне с детства. Примыкая к ней, поезд втягивается на станцию Батецкая — локальный железнодорожный узел.

На поезде Великий Новгород - Луга

Петербургско-Витебская дорога появилась раньше — движение по ней открылось в 1904 году. Поэтому и узел устроен так, что она проходит станцию по прямой. С новгородской веткой всё сложнее: выходы на Лугу и Новгород расположены на станции оба с северной стороны, из-за чего наш поезд меняет направление движения. Хотя примерно до 2000 года существовал путь в сторону Новгорода с южной стороны, но теперь он разобран.

Вот так Батецкий узел выглядит на карте. Красным прочерчен разобранный ныне путь, который позволял не менять этому поезду направление.

На поезде Великий Новгород - Луга

19. Станция Батецкая. Поезд здесь стоит около десяти минут для смены направления. Сейчас мы находимся на Витебской дороге, и это вид на юг — в сторону Дно и Витебска.

На поезде Великий Новгород - Луга

20. И вид на север — в сторону Питера. Там же находится и развилка на Новгород и Лугу, то есть узел. Виден наливной грузовой поезд с тепловозом 2ТЭ116 компании "БалтТрансСервис".

На поезде Великий Новгород - Луга

21. За деревьями виден типовой послевоенный вокзал. Его я огромное множество раз видел из окна поезда ещё в детстве — по дороге между Питером и Минском.

На поезде Великий Новгород - Луга

22. Вид со стороны посёлка. Какую-то деревянную сцену у вокзала сделали.

На поезде Великий Новгород - Луга

23. И мемориальная табличка на фасаде. Да, по этим местам вообще война прошлась лихо. При виде этих лесов и болот из окна поезда вспоминается и окружённая под Новгородом вторая ударная, и партизаны.

На поезде Великий Новгород - Луга

24. Станция Батецкая находится в посёлке Батецком, который у вокзала выглядит примерно так. Это районный центр, и население его больше 2 тысяч жителей. Как-нибудь я надеюсь и отдельно его посетить.

На поезде Великий Новгород - Луга

25. Но пришло время ехать дальше. Поезд трогается в обратном направлении, Витебская магистраль остаётся в стороне. После Батецкой я ненадолго остался единственным пассажиром. До Луги осталось 36 километров, и чуть больше часа пути — то есть скорость тут весьма низкая.

На поезде Великий Новгород - Луга

26. За окном снова проплывает осенний лес. Железная дорога закладывает петлю, поворачивая на запад.

На поезде Великий Новгород - Луга

27. Проезжаем западную окраину посёлка Батецкий:

На поезде Великий Новгород - Луга

28. А это остановка (бывшая станция) Русыня. Ещё один деревянный дом времён постройки дороги. Перед ней дорога второй раз пересекает речку Удрайку, причём дальше она встретится с ней и в третий раз, но ни разу я эту речку не заснял. Как, кстати, и Лугу.

На поезде Великий Новгород - Луга

29. И типичный железнодорожный сарай:

На поезде Великий Новгород - Луга

30. Ещё одна остановка формата "песчаный перрон, на который надо спрыгивать":

На поезде Великий Новгород - Луга

31. Вскоре Новгородская область сменяется Ленинградской. Первая остановка на её территории — бывшая станция Смычково. Она открылась чуть позже всей дороги — в 1922 году. Домик, вероятно, того же времени.

На поезде Великий Новгород - Луга

32. Начало Ленинградской области заметно глазу. Более ухоженные поля, более хорошие дороги — словом, разница с Новгородчиной заметна. За этим переездом — бывший разъезд 9-й километр.

На поезде Великий Новгород - Луга

33. На нём сохранился ещё один дом ровесник дороги.

На поезде Великий Новгород - Луга

34. Остались считанные километры до Луги. Глушь за окном кончилась, и местность стала более обжитой. И пассажиры ближе к Луге в поезде снова в небольшом количестве появились. Сверху по путепроводу проходит автомобильная трасса Петербург - Псков - Киев.

На поезде Великий Новгород - Луга

35. Ближние окрестности Луги богаты сосновыми борами:

На поезде Великий Новгород - Луга

36. Пересекаем, теперь уже сверху, ещё одну автодорогу. Это старый участок Киевской трассы, который был основным до постройки лужской объездной.

На поезде Великий Новгород - Луга

37. Начинается город, и первым делом поезд делает остановку на станции Луга-2 (это до которой мне билет пробили).

На поезде Великий Новгород - Луга

38. А после неё новгородская ветка соединяется с линией Петербург - Псков — исторической Варшавской магистралью, открытой в 1861 году, и заходит на станцию Луга-1 с южной стороны. За окном лужские многоэтажки.

На поезде Великий Новгород - Луга

39. Наконец, в полдень прибываем на конечную станцию. Сталинский вокзал, электрификация (которая идёт сюда из Питера, и здесь же и заканчивается). В центре кадра стоит мой поезд, а слева — дизель-электропоезд ДТ1, который через час пойдёт во Псков (я этим маршрутом ездил в январе 2014 года). Пересадка в Луге, кстати, интересный способ доехать по железной дороге от Новгорода до Пскова (но это, конечно, для особых любителей вроде меня).

На поезде Великий Новгород - Луга

Но мне сейчас дорога в Питер. Через час с небольшим туда пойдёт пригородная "Ласточка". В Луге я был в феврале 2015 года, и тогда о ней писал, но раз сейчас время есть, то я решил прогуляться, перед этим перекусив в вокзальном буфете.

40. На площади у вокзала стоял вот такой раритет:

На поезде Великий Новгород - Луга

41. Напомню, что Луга — районный центр в Ленинградской области с населением 36 тысяч человек, а название городу дано по одноимённой реке. И город с историей: известна с 16 века как село, а при Екатерине II стала уездным городом. Но старая застройка сохранилась лишь фрагментарно, так как город сильно пострадал в войну.

На поезде Великий Новгород - Луга

42. Вывеска на рынке. Это привет из Нижегородской области, как я понимаю?

На поезде Великий Новгород - Луга

43. Выразительная достопримечательность города — костёл святого Николая, построенный в 1902-04 годах.

На поезде Великий Новгород - Луга

44. В целом, город достаточно приятный. И тогда — зимой, и в этот раз, в осеннюю пору.

На поезде Великий Новгород - Луга

45. А вот этот дом наполовину сгорел. Не помню, был ли он в таком состоянии в 2015 году.

На поезде Великий Новгород - Луга

46. Центр города:

На поезде Великий Новгород - Луга

47. Красивое дореволюционное здание. Дом купчихи Ильиной конца XIX века.

На поезде Великий Новгород - Луга

48. Сделав небольшой круг по городу, и купив воды в "Магните" на обратном пути, я вернулся на вокзал, купил билет и пошёл на перрон, где уже шла посадка на "Ласточку" до Питера. И обратите внимание на строй солдат, идущий по платформе. Это деталь, без которой Луга не была бы Лугой: в окрестностях города большое количество воинских частей, и люди в военной форме порой в качестве обычных прохожих в Луге встречаются на каждом шагу.

На поезде Великий Новгород - Луга

130 километров до Питера "Ласточка" преодолевает меньше, чем за два часа, после которых я вышел на перрон Балтийского вокзала и поехал домой. Так завершилось моё осеннее путешествие в Карелию и Новгород.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пронесшиеся недавно ураганы по южной и средней части США, забрали уже более 200 жизней. Ураганы привели за собой наводнения, ливни, а главное торнадо, которые разрушили огромное количество домов. Сейчас в этих регионах во всю идут спасательные ...
В конце марта Таиланд наглухо закрылся для въезда туристов, и пребывает в таком состоянии до сих пор. Наш рейс в Сеул в начале апреля отменили, а за ним и рейс в Москву, и мы решили оставаться в Таиланде до тех пор, пока ситуация в мире не стабилизируется. Тайцы предоставили всем ...
Как же утомляют кристально честные, но от этого не менее подлые попытки отечественных производителей увеличить посевы, надои, продажи и доходы за счет покупателя. (и ебаная глобализация, конечно) Вот эти 900мл вместо литра молока, 430 вместо 500мл ...
Ух какие страсти-мордасти царят в мире сетевой литературы-то... Литнет (который бывшая ЛитЭра) описался обиделся на Автортудей. Некто Артем Каменистый разместил на Литнете книгу под маркой "эксклюзив". Это значит, что книга продается только на этом сайте и больше нигде. И тут ...
Как Константин Львович проговаривает время. Год назад, когда Первый канал медленно, но верно угасал на земле, на помощь пришел спасительный космос. Эфир наводнили люди в скафандрах; специальные мобильные приложения запускали ракеты; Байконур мелькал в новостях чаще, чем Кремль. ...