На поезде из Монголии в Россию, как частичная реализация давней мечты проехать весь Транссиб


Перед дорогой я решил максимально вжиться в образ железнодородного путешественника и поэтому пообедал в скромной улан-баторской вокзальной столовой. Там как в стародавние времена все цены четкие и определенные указами и постановлениями местной железной дороги. Примерно за 5 тысяч тугриков ($3) вы получаете порцию из картофельного пюре, риса, салата, яйца и котлеты. На удивление вкусно, хотя и не исключаю, что проспав завтрак в отеле был банально голоден к вечеру. Скажу иначе - обошлось без последствий для желудка, так что все отлично -

Справа ценник в столовке -

Какой колоритный монгольский дедушка -

Буквально за час до отправления поезда вокзал еще абсолютно пуст, буквально ни одной живой души -

Памятная табличка на стене вокзала -


Народ резко и массово прибывает минут за 30 до отправления -

И сразу начинается адский хаос: часть слезно прощаются, а часть носится туда-сюда перетаскивая товар. Данный поезд используется монгольскими челноками для перевозки в Россию китайских товаров, купленных в приграничном китайском городке Эренхот в противоположном конце страны. Этот Эренхот - настоящий приграничный Лас-Вегас посреди пустыни Гоби (см. Город динозавров), тот самый, откуда сотни старых УАЗиков штурмуют границу. Так что весь тот товар, что монгольские челноки с боем завезли из Китая, они грузят на местный поезд Замун-Ууд - Улан-Батор (см. отдельный отчет об этом интересном поезде), а затем перегружаются на поезд идущий в Москву -

Проводницы очень внимательно сверяют документы с данными билета. Мне сделали замечание, что раз в билете номер паспорта указан без значка "номера" (имею в виду номер серии, скажем, 51 и затем значок "№"), то в следующий раз не посадят. Признаться, с подобным сталкиваюсь впервые в жизни. Номер паспорта совпадает, ФИО совпадают, что же касается значка "№" - так он вообще не несет никакой смысловой нагрузки. Но проводницы вовсе не "злые буки", они сразу сказали, что им не жалко, но на российской границе списки пассажиров и билеты очень внимательно проверяют. Обьяснил тетушке, что пусть не переживает, у меня к российским пограничникам будет свой разговор, решим!


Вагоны обычные ГДРовские, в которых я ездил с бабушкой во Львов, еще будучи ребенком. Но вагоны аккуратные, чистые и даже не скажешь, что технике более 30 лет -

Последние минуты перед отправлением поезда -

Мое купе и место слева внизу -

Едва поезд трогается, как начинается увлекательное действо: челноки вытаскивают свой товар в проход, сортируют его и затем начинают... никогда не угадаете! Они в каждое купе заносят по небольшому пакету и абсолютно не интересуясь согласием других пассажиров заявляют: "-Я у вас это оставлю для таможни..." и забрасывают либо под кровать, либо на полку. Идея проста. Провозить пять пар носок можно, а пятьсот пар - уже товар, подлежащий декларированию и уплате пошлины. Они таким образом распределяют на всех пассажиров поезда свой товар и предполагается, что если таможня спросит, ваш ли пакет - ты вы скажете "да". Но лично я в эти игры не играю, о чем сразу и сообщил тетушкам. Зато мои соседи соглсились взять если что товар на себя. На вопрос, а вдруг там паркотики, те ответили, что брось ерунду говорить, тут все свои. Их дело!

Товар оставляют даже в тамбуре. Но вы не думайте, что все это делается хаотично, нет. Тетушки бегают с блокнотиком и четко записывают, в каком купе что оставили. После границы с вас спросят по списку, поэтому не думайте утащить в подарок маме свитер, или дамскую сумочку, которые вам подкинула кукушка -

"Кукушки" распределили свой товар по всему поезду, оставив его в самых разных местах, начиная от коридора и десятков купе и заканчивая вентиляционными отсеками на потолке -

А здесь спрятан вовсе не товар, а просто согревают манты -

Слушайте, а вы когда-нибудь видели, чтобы в этой штуковине слева была вода, ну, где написано "вода для питья"? Вот ни разу в жизни не было там воды, сколько себя помню, будь то лет 25 назад, или сейчас -

Едем -







От Улан-Батора до границы штук пять станций -

Забавно, что вроде бы крохотный поселок, дыра можно сказать, а такой маленький и милый вокзал с теннисным столом -

Типичный монгольский городишко возле железной дороги -


А мы едем дальше -



Дархан - третий по величине город Монголии и второй после столицы индустриальный центр, основанный в 1961 году как образцово-показательный советский город, выстроенный в стиле соцреализма -


Стоянка в Дархане минут 20, можно немного прогуляться -

Мои соседи по купе - монгольские железнодорожные инженеры, едущие на стажировку в Москву по приглашению РЖД. Прикольные ребята, но уж очень большие любители "бахнуть" больше алкоголя, чем следует. А девушка Нара - она чудесная, поразительно толковая, умница и прекрасно знающая русский язык. В какой-то мере ей сочувствую, ибо 4 с лишним дня ехать ей с коллегами, которые уж очень любят выпить -

Ближе к десяти вечера начинаются границы. Монгольская - на станции Сухэ-Батор, там стоим 75 минут. Перед границей проводница всех предупреждает - успевайте сходить в туалет, поскольку далее в течении почти 4 (четырёх!) часов туалеты будут закрыты. Так оно и есть: на монгольской стороне стоянка 75 минут, на российской 110 минут и между ними еще минут 20 езды. Сказать вам по-чести, эти закрывания туалетов очень мне не нравятся, но в особенности это несправедливо в отношении пожилых людей и детишек. Взрослые еще потерпят. В этом плане намного гуманее поезда идущие из Питера в Хельсинки (Аллегро, см. мой отчет о нём) с биотуалетами, либо поезда в Литву и Калининград. Но постарайтесь воспринимать эти тяготы как часть приключения и все будет отлично!
С другой стороны, многие монголы легко находят выход из положения. Если ребенок захотел по нужде, его несут в переход между вагонами, откуда раздается голос мамки "Пссс-псссс...". Но что делать в случае острой нужды взрослому, а в особенностии если нужда большая - вопрос в большей степени философский. Могу подсказать несколько решений :-)))
Ну ладно, монгольскую границу проходим легко, но соседи по купе говорят, что не расслабляйся, в Наушках (это российская пограничная станция) все будет намного строже. Так оно и есть. Едва переехали на российскую сторону, как проводница закрыла везде жалюзи, мол, таковы требования российских властей. Вы с подобным когда-нибудь сталкивались?
Потом стандартная процедура: таможня, пограничники, опять таможня. Проверяют каждое купе, просят открыть каждую сумку и пакет. Я вез небольшой гостинец в виде запакованного в пакет монгольского флага для Вадима

Кстати, удивительным образом таможня не обратила никакого внимание на коридор, заваленный пакетами с товаром, равно как и сделала вид, что не видит подобные пакеты в каждом купе. И гора товара в тамбуре тоже их не привлекла. Зато очень серьезно изучали содержимое явно личных вещей и у меня и у соседей по купе. Как вы думаете, таможня проплачена, чтобы не трогали коммерсантов? Вы бы видели кислое выражение лица у таможенника, когда он наблюдал за извлекаемыми из моего походного рюкзака вещами: фотоаппарат, зарядник, расческа, путеводитель по Китаю, мешок с нестиранными футболками и прочие явно бесперспективные с его точки зрения вещи.
Потом пришли пограничники и состоялся показательный диалог, который я выделил в отдельную статью. Иногда приходится рассказывать пограничникам, в чем состоит их функция и должностные рамки. Не знаю, мотают ли они на ус сей краткий курс введения в законодательство РФ?
С другой стороны, фотографируя вокзал, я предполагал, что будут проблемы из серии "стратегический обьект", но никто слова не сказал, хотя целая граппа сотрудников милиции за мной наблюдала со стороны. Вероятно, что коллега


Потом было несколько часов условного сна (мой сосед храпел с такой силой, что заснуть было сложно) и ближе к 7 утра прибываем в Улан-Удэ. Кстати, путь от границы до столицы Бурятии чрезвычайно живописен, особенно район Гусинного озера, там такие шикарные сопки и ущелья! Красива Россия, жаль, что абсолютно ее красоты не популяризируются. Меня вот в очередной раз пригласили в пресс-тур в Италию, а до этого был в Бельгии, Великобритании, где-то еще. А по России не приглашали ни разу, показательно, не правда ли? Но, это вопросы скорее риторические. Итак, Улан-Удэ -

Довольно интересный город, где я провел полтора дня, прежде чем вылетел в Екатеринбург. Расскажу про бурятскую столицу в следующей статье, договорились?
|
</> |