На концерте арабской музыки


Ходила с подругой на концерт. Этот концерт рекламировался на щитах по всему городу, проходил он в двух шагах от моего дома, в Кригере, и билеты стоили всего 20 шекелей, потому что были субсидированы Мифаль а Пайс (это наша лотерея). Это был концерт арабской музыки «Арабский фильм» (סרט ערבי). Я решила сходить и послушать, и подружку с собой потащила.
Зал ломился, все билеты были проданы, даже в проходах стояли зрители. Перед концертом выступали чиновники из муниципалитета, с восторгом приветствовали зал и восхищались его набитостью. Потом вышел ведущий и объявил, что мы будем слушать, для меня названия звучали как набор звуков, он переврал какое-то имя, зал засмеялся, а позади нас начали возмущаться — почему выпустили на сцену человека, который не знает арабского? Возмущались, что интересно, на иврите.
У нас в Израиле живет много евреев из соседних арабских стран, родной язык которых был арабским. И каждую пятницу после обеда по телевизору показывали какой-нибудь арабский (в основном египетский) фильм, и все израильтяне садились смотреть. Даже моя подружка Галька это застала! Она рассказала мне, что ее соседка-марокканка говорила, что это самые лучшие фильмы, что никто не умеет снимать так, как в Египте. Просмотр этих фильмов превратился в часть встречи субботы во многих семьях, эти фильмы израильтяне любили и знали наизусть.
На сцену для антуража вынесли старый пузатый телевизор, на большом экране демонстрировались отрывки из фильмов, а зрители почтительно внимали, вздыхали, подпевали и даже танцевали в проходах. Концерт вела очень старая восточная женщина, то ли арабка с еврейским акцентом, то ли еврейка с арабским. Она с большой любовью рассказывала про актеров и певцов, в основном про Фарида Эльатраш (פריד אלאטרש), и мы то слушали его пение в старых черно-белых фильмах, то его же песни исполняли молодые певцы. На сцене играл оркестр арабской музыки Фиркат Эльнор (פירקת אלנור) из Иерусалима, по крайней мере четверо музыкантов были евреями в кипах. Публика очень тепло принимала певцов, подпевала им, и реагировала так, как будто нашим ветеранам пели песни Кобзона.
А мы с Галькой страдали. Это была восточная арабская музыка «мизрахи», и на наш европейский музыкальный вкус она слышалась как будто кошке наступили на хвост и продолжают его тянуть в разные стороны. Из глотки певцов не вылетало ни одного чистого звука, в горле у них клокотало и переливалось, и моему русскому уху музыка казалась невероятно фальшивой, и пение было невыносимо. Я где-то читала, что восточная музыка плохо переносится западными людьми и ужасно им не нравится, потому что она вся соткана из полутонов, даже не из диезов и бемолей, а из каких-то промежуточных звуков между ними, и она воспринимается ими невыносимо фальшивой. Это было ужасно. Мы честно отсидели полтора часа, пытаясь проникнуться, даже сняли несколько роликов, и, наверное, показались со стороны очень увлеченными зрителями. А потом все-таки не выдержали и сбежали. Дома на свежую голову я попыталась переслушать и снятые мной ролики, и песни Фарида - но это по-прежнему было ужасно.
Зато я выгуляла на концерт красивое платье и свое старое пальто, которое купила себе 14 лет назад в день, когда меня приняли на работу в Нагарийскую больницу! мне позвонили, когда я была в примерочной, и на радостях я купила себе все, что мне подошло. Пальто на меня маловато, но оно так прекрасно, что я не в силах с ним расстаться, и выгуливаю его раз в год, чтобы у меня был повод его не расхламлять.
А подружка в два счета отговорила меня идти на фильм «Фокстрот» с билетами в два раза дороже обычного.У нее в руках был неопровержимый козырь — она пригласила меня в кино в тот же день почти на то же время на другой хороший фильм — на «Аритмию». Чтобы попасть на Фокстрот в 7 часов вечера, работая в другом городе до 7, мне нужно было отпрашиваться, сбегать с работы на полчаса раньше, мчаться на Кармель, лихорадочно искать там парковку и бежать, высунув язык, чтобы не опоздать - и все равно опоздать. А на Аритмию к 8 вечера я могу поехать, спокойно закончив работать, и у меня будет время и доехать, и припарковаться, и не спеша дойти, и даже, возможно, выпить кофе с пирожным в буфете. Так что на Фокстрот я не иду. Но он от меня не убежит, я его обязательно посмотрю... когда-нибудь потом, и не за 20 долларов билет, а намного дешевле.
|
</> |