Юбиляр дня Элизабет Виже-Лебрён

Сегодня исполняется 270 лет со дня рождения
прекрасной французской живописицы, популярной во многих европейских
домах, в том числе и русских, автора ярких светских и придворных
портретов, ставшей художником красоты и её воплощением, почетного
члена Петербургской Академии художеств Мари Элизабет Луизы
Виже-Лебрён
Великая княгиня Елизавета Алексеевна, 1798 год. Эрмитаж
Элизабет ВИЖЕ-ЛЕБРЁН
Элизабет рисовала с детства, первые уроки
живописи получила у рано ушедшего из жизни отца Луи Виже, а затем
её наставниками стали Жозеф Верне, Габриэль-Франсуа Дуайен,
Габриэль Бриар. Овладев мастерством, работала сначала в Париже,
была любимицей королевы Марии Антуанетты, но с начало революционных
событий колесила по странам Европы. Шесть лет прожила в России, где
написала 48 портретов членов царской фамилии и высшей знати, у
которых пользовалась огромной популярностью, хотя за свои работы
брала дорого. Внимание к ней не ослабло даже после того, как
Екатерина II отозвалась о Виже-Лебрен и ее произведениях весьма
негативно. Быть может, причиной тому были слишком близкие отношения
художницы с семьей Павла.
Портрет художника Жозефа Верне, 1778 год Холст, масло. Лувр
Мир, возвращающий изобилие, 1780 год. Холст, масло. Лувр
Автопортрет с бордовыми лентами, 1781 год. Холст, масло.
Художественный музей Кимбелла
Мария Антуанетта с розой, 1783 год. Холст, масло. Версальский
дворец
Баронесса де Круссоль Флоренсак, 1785 год. Холст, масло. Музей
августинцев, Тулуза
Портрет Екатерины Скавронской, 1790 год. Холст, масло. Музей
Жакмар-Андре
Принцесса Лихтенштейна в образе Ирис, 1793 год. Холст, масло.
Частная коллекция
Портрет княгини А.П.Голицыной с сыном Петром, 1794 год. Холст,
масло. ГМИИ им. Пушкина
Автопортрет, 1794 год. Холст, масло. Частное собрание
Портрет дочерей императора Павла I Александры Павловны и Елены
Павловны, 1796 год. Холст, масло. Эрмитаж
Русская императрица Екатерина II, поручив для
пробы написать Элизабет Виже-Лебрен портрет её внучек Александры и
Елены, на выходе с негодованием писала о портрете в частном письме:
Г-жа Виже-Лебрен заставляет обеих скорчиться на диване,
сворачивает шею младшей, придает обеим вид мопсов, греющихся на
солнце, или, если хотите, двух противных маленьких савоярок...
Одним словом, не хватает не только сходства, но обе сестры так
обезображены, что есть люди, которые не могут разобрать, которая
старшая, а которая младшая. Сторонники г-жи Виже-Лебрен превозносят
все это до небес, но, по-моему, это очень плохо, потому что в этой
картине-портрете нет ни сходства, ни вкуса, ни
благородства...
Императрица Maрия Фёдоровна, 1799 год. Холст, масло. Эрмитаж
Портрет князя И.И. Барятинского, 1800 год. Холст, масло. ГТГ
Портрет мальчика, 1817 год. Холст, масло. Национальный музей
женского искусства, Вашингтон
Портрет Татьяны Борисовны Потёмкиной, 1820 год. Холст, масло.
Частная коллекция
|
</> |