![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomedjet24590338353927353927_600.jpg)
На Киевщине каждый третий шляхтич был татарин
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
"Мы" - это я, радио "Свобода" и свидомый историк Олексій Савченко.
Цеповидло - это "русские черты почти полностью сохранил украинский народ, ибо он в наименьшей степени смешивался с татарами (А. П. Щапов. Сочинения. Т.ІІ. СПб., 1906)"
Смотрим на картинку, вглядываемся в милые украинские лица:
![На Киевщине каждый третий шляхтич был татарин На Киевщине каждый третий шляхтич был татарин](https://ic.pics.livejournal.com/edjet/24590338/353927/353927_600.jpg)
Изображение, которое иллюстрирует лекцию, не случайно: в польских медиа отмечают, что на нем ‒ польские татары. Исследования показывают, что на нем татары именно с территории Украины, а изображение использовали с открытки, подписанной: «Украина. Татары с конных экипажей в национальных костюмах. 30 июня 1917 года. Литва» .
Западных татар воспринимали в контексте истории соседних стран, а в истории Украины их почти не рассматривали, с украинцами их не ассоциировали. И это ошибка.
Западные татары ‒ этнос, который сформировался в результате почти пятисот лет взаимоотношений населения Великого княжества Литовского, Королевства Польского с тюркским населением Восточной Европы. Литовцы называют их татарами литовскими, белорусы ‒ белорусскими, поляки ‒ польскими. Еще есть татары волынские, подольские, галицкие. Все эти понятия ‒ названия одного и того же сообщества, поселившегося на территории Великого княжества Литовского, позже ‒ Речи Посполитой.
При князе Витовте произошло юридическое оформление служивых татар ‒ выходят первые привилегии, которые гарантируют им служивый статус и возлагают определенные обязанности. К этим привилегиям апеллировали потомки западных татар даже в XIX веке.
Татары достаточно быстро смешивались с местным населением. Показательно, что род Глинских происходит от татарского темника Мамая. Его сын Мансур-Кияк осел на территории современной Полтавщины, где построил ряд поселений. Сын уже имел имя Андрей и женился на дочери князя Острожского, а внуки были христианами. Таких примеров было много: теряя власть, ханы пытались пересидеть в Литве.
К концу XIV века татары уже говорили на местных славянских языках и перенимали местный образ жизни. Часть татар идут на земскую службу и пытаются участвовать в политической жизни обществ. Для этого им нужно было крещение. Исследователи писали, что по меньшей мере треть служивой шляхты Киевщины и Брацлавщины имела тюркское происхождение ‒ каждый третий служивый шляхтич был из степи.
Ишо раз: КАЖДЫЙ. ТРЕТИЙ. ШЛЯХТИЧ. БЫЛ. ИЗ. СТЕПИ!!
Дальше-больше:
С конца XV ‒ начала XVI века происходит определенный перелом в политике западных татар. Это связано с геополитикой: угроза тевтонских походов и интерес к укреплению западных границ исчезает, но появляется необходимость укрепления южных и юго-восточных рубежей. Осадничество татарское перемещается именно на эти границы ‒ и, как следствие, на территории Украины появляется гораздо больше служивого татарского населения. Часть татар, находившихся на службе у князей и королей, можно сравнить с реестровыми казаками: они имели дворянство, их освобождали от физического труда, но политических прав они не имели, короля не избирали.
Представьте, что в XVI веке вы приезжаете в гости к православному князю, покровителю религии Константину Острожскому, а вас встречает пропускная татарская башня с татарским гарнизоном. Для того, чтобы добраться до этой башни, надо было проехать через Заречье, где жили татарские стрелки и охраняли въезд в город.
Немало украинских деятелей имели тюркское происхождение. Сюда относится род Козакевичей, откуда происходит известный этнограф, исследовавший украинское Полесье, Мустафа Козакевич. Агатангел Крымский также непосредственно относится к сообществу именно западных татар.
В общем, поскреби украинца - увидишь татарина. Поскреби Украину - Украины не увидишь ;)
Ещё в этой связи: следов русской цивилизации на Украине в эпоху между Батыем и Екатериной почти нет: в список всемирного наследия ЮНЕСКО внесены лишь 3 объекта, относящихся к периоду 13-17 вв. Это деревянные церквушки, каждая размером с гумно!