На «Фрезере»
foto_history — 25.12.2019Московский завод режущих инструментов «Фрезер» им. М. И. Калинина. Строительство началось в 1930, запуск - 30 апреля 1932
Свой приход на завод помню с момента, когда мастер цеха привел меня на рабочее место. Показав рукой на три небольшие токарных станка он сказал: - «Вот твои станки, на которых будешь работать, придет наладчик, все разъяснит, покажет». И ушел. Я растерялся, у меня признаться зачесался затылок. Нас не учили работать сразу на 3-х станках! В цехе стояло много разных станков и все как один были окрашены в приятный нейтральный зеленый цвет. Все кругом было ново и чисто. Сам цех огромной высоты с выпуклой стеклянной крышей, все оборудование было, что называется, "с иголочки". Завод "Фрезер" только вступал в строй, но уже в стране был хорошо известен. Людей в цехе было мало. Значит я один из первых.
Пришел наладчик. Показал мне подготовку автоматов к работе и через какие-нибудь 10 минут все три станка работали. Они нарезали резьбу на заготовках, которые после фрезеровки должны стать метчиками*
Вся моя работа сводилась к тому, чтобы контролировать работу автоматов. Изделия на выходе должны иметь чистую, до блеска гладкую резьбу. Все размеры должны быть в пределах допусков. Вот и все. А если обнаружатся дефекты, позвать наладчика. Новая технология перевернула все мои представления о токарном деле.
Поработав некоторое время, я почувствовал, как мои восторги сменились разочарованиями. Моими инструментами были два шаблона, которыми я проверял качество работы моих автоматов. Если появлялся брак, то он меня никак не касался, как впрочем, и все связанное с переналадками станков. Кстати о браке. Я «негодные» изделия откладывал в отдельную коробку. Все эти метчики* по окончании дальнейшей обработки и закалки шли как не кондиция прямо в магазин на Мясницкую, где они хорошо раскупались.
______
*Метчик - инструмент для нарезания резьбы в отверстиях для разного рода машин.
______
В то время режущие инструменты были острейшим дефицитом (вот когда начиналось процветание бракоделия!). Завод получал от брака прибыль наличными, гораздо больше, чем от сдачи соответственного количества плановой продукции. Конечно, все мои рассуждения о том, что я превращен в придаток автоматам, были всего лишь моими личными переживаниями. В цехе шло освоение новой невиданной тогда техники. Мастерам, инженерам было тогда не до меня «ФЗУшника». Я тут в этих делах был посторонним. Дали шаблоны и работай.
Когда один мой автомат забарахлил, тут появились столик и табуретка, но не для меня конечно. Я был «ходячий придаток» все 8 часов на ногах, хотя по характеру работы, табуретка для меня не помешала бы. Это принесли для немца, представителя фирмы «Шток», которая поставила нам все оборудование цеха. Помню этого толстяка, он мне показался буржуем, вся его внешность говорила о его превосходстве. Его движения были неторопливы, важны. Он то и дело дымил ароматом своей сигары, я как папуас с удивлением смотрел на его «папиросу». В цехе никому кроме него, курить не разрешалось. Немец говорил с нашими мастерами, инженерами с помощью переводчика. Посидев меня, поколдовав над внутренностями автомата, что-то заменив, немец, ушел с сигарой во рту. «Шток» вновь заработал как часы.
Мой брат Костя тоже осваивал работу на заводе. Он работал, как положено токарю 5-го разряда - делал детали по чертежам как учили в ФЗУ.
Брат говорил мне: «Не стоит так переживать, у тебя даже прекрасная работа, я бы на твоем (на моем) месте сочинял стихи!».
Воспоминания. История семьи. Филатов Василий Сергеевич (1913-2006)
|
</> |