На чьи деньги закупаем?!

топ 100 блогов sapojnik12.04.2011 Теги: Навальный Вот послушал на днях «полемику» ректора Кузьминова с Навальным по поводу «закона о госзакупках». Честно говоря, не могу склониться ни на чью сторону, поскольку сам предмет полемики, на мой взгляд, высосан из пальца.

Там нечего обсуждать; весь фокус как раз в том, что вся эта публичная возня вокруг госзакупок представляет собой толстые слои лжи, обмотанные вокруг совершенного куцего и неинтересного основания. Типичная «обманка» - нечто вроде искусственной кости, которую бросают собаке, чтобы она ее грызла и какое-то время не докучала хозяевам. Собака и грызет старательно: пахнет как кость, зубы впиваются почти как в кость – вот только, увы, это не кость, и до «мозга» добраться не удастся по определению.

В чем вообще смысл хохмы? Представим себе модельную ситуацию «госзакупки». Вот я – чиновник. Мне надо закупить для своего кабинета принтер; у меня есть бюджет, и в этом бюджете на закупку принтера отведены некие деньги.

Ситуация типичная. Она была и будет всегда – что при суверенной, что при сувенирной, что при самой настоящей демократии… и даже, страшно промолвить, даже при диктатуре и авторитаризме – тоже будет такая ситуация. Практически в любом государстве есть чиновники, и этим чиновникам так или иначе надо закупать товары или услуги для гос- (то есть своих) нужд.

Соответственно, и у меня, как у чиновника, в ЛЮБОЙ стране, при ЛЮБОМ строе будет соблазн: во-первых, закупить-таки принтер (ведь это моя обязанность, да и принтер нужен), и, во-вторых, по возможности поиметь с этого процесса какие-то дополнительные бенефиты (в самом простом и оттого базовом случае – ОТКАТ).

Как проще всего и безопаснее всего этот самый ОТКАТ поиметь? Для этого нужен прежде всего СВОЙ, то есть понимающий что к чему бизнесмен-продавец. В данной модельной ситуации у меня-чиновника есть знакомый бизнесмен А., и в типовом случае схема такова: я перечисляю бизнесмену А. БОЛЬШЕ денег, чем на самом деле стоит принтер, бизнесмен А. дает мне принтер, получает деньги, обналичивает их и часть денег отдает мне «налом» в конверте.

Условно: принтер, допустим, стоит 20 тыс. руб., по смете на закупку выделено 35 тыс. руб.; я заключаю с бизнесменом А. договор купли-продажи, плачу ему от имени государства все 35 тыс. (то есть переплачиваю 15 тысяч), из них мне бизнесмен А. вечером в ресторане возвращает в конверте 7,5 тыс. (половину). Все счастливы.

Вот такая схема в самом грубом (но наглядном) виде.

Теперь про то, как в нашем государстве с этой схемой принято было бороться.

Первый метод противодействия, применяемый с ранних ельцинских времен: КОНКУРС!

То есть мне-чиновнику не дают этак приватно и полюбовно заключить договор на покупку принтера со своим старым задушевным дружбаном бизнесменом А.; от меня требуют, чтобы я объявил КОНКУРС среди всех желающих продать мне принтер. Пусть, мол, в объявленный срок все продавцы притащат в конверте свои предложения по закупке принтера – и специальная КОМИССИЯ в час икс вскроет все конверты и выявит победителя!

Казалось бы, облом. Мы с моим дружбаном пролетаем: он не получит свою маржу, а я – свой откат. Как же так?! Ведь помимо бизнесмена А. есть еще и бизнесмены Б. и С., и у них тоже – свои магазины, торгующие принтерами! Они ведь, чего доброго, приволокут на КОНКУРС свои заявки с ценой в 22 тысячи или вовсе в 20 тыс. руб.; а я их не знаю, ОТКАТА с них взять не смогу, да и они и не дадут – скажут: ты что? Мы и так по минимальной цене тебе принтер продаем!

Что же делать? На самом деле выход есть: я-чиновник пользуюсь своим правом покупателя формулировать собственные «государственные» требования к участникам конкурса и к оформлению заявок. Тут в ход идет что угодно, главное – не допустить «лишних», ненужных мне продавцов к участию. К примеру, я знаю, что фирма моего приятеля бизнесмена А. основана в 2003 году, а фирма его конкурента-торговца принтерами – в 2005 году; что ж, я пишу в условиях проведения конкурса, что «к участию допускаются только фирмы, основанные не позднее 2003 года» - и все, главный конкурент в пролете!

Или: у нужного мне предпринимателя фирма имеет организационно-правовую форму АО, а у другого конкурента «не из моей песочницы» - ООО. Отлично – вписываем в требование, что «к участию в конкурсе допускаются только открытые акционерные общества».

Или еще: мой бизнесмен А. торгует не только принтерами, но заодно и бананами… Тоже, изловчившись, вписываем и это условие. И т.д. Большинство наших чиновников в школе не блистали, были, как Черномырдин, троечниками; однако именно поэтому им и нет равных в умении подгонять решение под заранее известный ответ!

(Кто интересуется примерами – может, прочитать пикантные детали проведения знаменитых «залоговых аукционов» 1996 года. Там речь шла не о принтерах, а о залоге сотен миллионов долларов под лакомые активы из «советского наследства». Помимо «нужных» Правительству «бизнесменов А.» (то есть Потаниных, Фридманов и др.) к объявленным аукционам попытались примазаться «бизнесмены со стороны» - причем предлагавшие куда более выгодные условия залога. Почитайте (Гугл в помощь!), под какими предлогами «несоответствия требованиям» этих «самозванцев футболили).

В общем, конкурсы как-то не помогают: все равно почему-то выходило, что чиновники сплошь и рядом «закупали» товары и услуги у «своих» фирм, получая при этом, естественно, миллионные откаты. Тогда и было решено принять пресловутый, облитый дерьмом с ног до головы ФЗ (федеральный закон) №94, который взял да и лишил «закупщиков» права устраивать «конкурсы». Только аукцион – для всех желающих! И чтоб главным и единственным критерием была цена. У кого цена ниже – тот и получает право поставить товар или услугу по заявленной цене!

В нашем случае с покупкой принтера – полный нокаут. Мне надо купить принтер, я объявляю аукцион (через сайт госзакупок, не лишь бы как!) – тут же сбегаются, как саранча, толпы желающих мне его продать, идет ожесточенный торг, цена падает… В итоге я получаю принтер по мин. цене И НИКАКОГО ОТКАТА!

Беспредел какой-то. Зато общественность должна бы непрерывно бить в бубны и скакать до потолка, восхваляя ФЗ №94?! Ни фига.

Тут же выясняется, что беда приходит с другой стороны. А именно: если единственный критерий – цена, то мне и поставят что? Правильно – дерьмо, причем максимально дешевое. И некачественное. Или вообще ничего не поставят – сбегут с предоплатой. А когда я напущу ментов на фирму-«победителя», ничего не поставившую и взявшую предоплату – выяснится, что это фирма-«однодневка», зарегистрированная на пьяного бомжа, и концов не найти…

Вы спросите – а чего ж я-чиновник плачу предоплату фирме-однодневке? А у меня два ответа: во-первых, раз единственный критерий цена, я и не должен разбираться в ее статусе; а во-вторых – чего ж не заплатить, если это МОЯ фирма?

Ну да, а что делать? Я-чиновник, бабули мне нужны, хорошего принтера, как я прекрасно понимаю, мне все равно не видать при таких условиях; вот я и делаю фирму-однодневку, она выигрывает аукцион, поставив вообще несуразную цену… Потом исчезает, а деньги обналичиваются и идут мне в карман. Не 7,5, а все 10 тысяч, то есть в итоге я даже выигрываю.

А вы что ж, думали, что меня-чиновника можно «прижать» этими вашими законами? Да шиш, не на того напали!

Прямое и неизбежное следствие ФЗ №94 – уничтожение (да, именно уничтожение!) в сфере госзакупок такого понятия, как «репутация фирмы-поставщика». Это при том, что в бизнесе испокон веку считалось, что репутация – собственно, вообще главное, что есть у фирмы и у предпринимателя, то, на что он работает всю жизнь.

Но, как нетрудно заметить, в ФЗ о репутации ни слова, опыт предыдущей успешной работы здесь не учитывается (иначе это уже был бы КОНКУРС – смотри выше!) Бизнесмену, собственно, в новых условиях и нет смысла как-то особенно стараться ХОРОШО выполнить заказ – ведь все равно в следующий раз поставщика будут выбирать точно так же, на основе единственного критерия – цены…

То есть новый прогрессивный ФЗ прямым ходом ведет к критическому снижению качества госзакупок, при этом не особо способствуя борьбе с коррупцией при этих же госзакупках, так как ловкий чиновник, поставивший себе целью поиметь бабла, всегда может найти лазейки, чтобы обойти этот закон в каждом конкретном случае.

Однако и «отыгрывать назад», к КОНКУРСАМ – тоже бессмысленно, так как все минусы КОНКУРСОВ остаются при них. Расцвет коррупции и при КОНКУРСАХ обеспечен – такой же, как и в 90-х.

Ну и? И о чем же, спросите, 2 часа в прямом эфире спорили Кузьминов и Навальный? Да не поверите: Навальный уверял, что ФЗ №94 «в целом хорош», и его надо только «подправить кое-где» - а ректор ВШЭ и заодно супруг госпожи министерши настаивал на том, что надо создать комиссию из «верных ленинцев» простите, из особо преданных, кристально честных «путинцев»… опять не попал… словом, из каких-то таких особо честных людей, которым мы все глубоко, чисто по-человечески доверяем – они, мол, и будут всё, что ни есть, закупать для всех нужд.

То есть – на мой простой и кроткий взгляд – собачий бред в обоих случаях.

Вы спросите с раздражением: а что бы я, коль такой умник, предложил сделать с 94-м законом? Отменять его, изменять?

Отвечу просто: это вообще ложная альтернатива. Тут любое решение плохо – что давно уже понятно и ежу. Проблема не в законе о госзакупках – проблема в системе.

Суть в том, что никаким законом нельзя предусмотреть все способы, которыми ловкий чиновник может своровать деньги. Нельзя написать этакий «алгоритм на все случаи жизни».

Я ведь уже показал в самом начале суть дела: ВСЕ СЧАСТЛИВЫ. Это главная особенность воровства на госзакупках: тут именно что счастливы все участники – и те, кто получает откат (чиновники), и те, кто получает повышенную маржу (бизнесмены). А кто же несчастлив? Да только бюджет. Но бюджет неодушевленный, ему все равно. Копнем глубже: кто же тогда?

Да эти… налогоплательщики. Вот единственные пострадавшие – те, кто этот бюджет формируют. То есть мы все – население. Нам единственным может быть больно и обидно, что НАШИ кровные денюжки какие-то сволочи самым наглым образом «пилят» и тащат, переплачивая втридорога за какие-то паршивые принтеры, дороги, автомобили, научные исследования и бог знает что еще.

Поэтому кроить так и этак ФЗ-94 – мертвому припарки. Создавай в нынешней феодальной России Федеральную Закупочную Службу (предложение Кузьминова), не создавай – один хрен.

Унять (не извести полностью, но унять!) коррупцию при госзакупках можно только если:

1. Восстановить честные выборы на всех уровнях
2. Сделать выборными должности в правоохранительной системе – то есть должности тех, кто призван следить за «мухлежом» при госзакупках.

До тех пор, пока этого не будет – чиновники будут спокойно воровать свои ОТКАТЫ на госзакупках – и в необходимых случаях делиться доходами с «правоохранителями», чтобы те не приставали к ним с глупыми вопросами. Все это под аккомпанемент содержательных споров Кузьминовых с Навальными – дабы публика не скучала.

А платить за все будет бюджет. То есть мы с вами.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Посты по теме:
"РосПил" Алексея navalny Навального стал лауреатом конкурса The Best Of Blogs. В международное жюри, признавшее Навального лучшим, входил ведущий Александр plushev Плющев. "Леша Навальный – супермолодец, три приза из ...
Один Алексей Навальный не сможет заменить нас, а вместе нас трудно не заметить. В моем мире http://my.mail.ru/community/alexnavalny/; В контакте http://vk.com/club21239875 ...
Навальный жжот не по децки: «Сайт РосПил занял первое место в номинации Best Use of Technology for Social Good (в переводе "Использование технологии для подрыва конституционного строя")… ...
О политтехнологических буднях Навального сказано уже немало продажными политическими блогеграми, которые по-своему выкручивают предп...
НАВАЛЬНЫЙ НАШЕЛ ЗАНЯТИЕ ПО ДУШЕ! Похоже, что от того «светлого» образа, который Алексей Навальный сумел внушить нашим соотечественникам, в ближайшее время совершенно ничего не останется. Потому что с каждым днем мы с ...
Алексей Навальный: когда уйдет Путин - Радио Свобода. 12 Апр, 2011 at 2:21 PM. Алексей Навальный: когда уйдет Путин - Радио Свобода · Оставить комментарий · в избранное; Share; ссылка ...
Борец с коррупцией А Навальный информирует общественность по проекту РосПил - http://navalny.livejournal.com/576125.html и отдельный пункт посвящает нашему борцу с нашей коррупцией: 3. Губернатор Пермского края Олег ...
Архив записей в блогах:
В теленовостях НТВ сообщили: верховный главнокомандующий намеревался принимать парад стоя, но ветераны заявили, что тогда и они не воспользуются сиденьями, смонтированными на трибунах пять лет назад. Надеюсь, это сообщение соответствует ...
Приказом Министра обороны СССР от 29 июня 1964 года на вооружение Советской Армии был принят бронетранспортер БТР-60ПБ. Серийное произ­водство машины осуществлялось с 1965 по 1976 гг. на Горьков­ском автозаводе и Курганском заводе колесных тягачей. Пере­дача части ...
Иногда получаются разные соседства. Рыбный магазин и цветочный, пивнуха и магазин развивающих игрушек, лаборатория, делающая анализы и магазин "Сантехник"... Считаю, что такой ряд просто обязан был продолжится. Алкомагазин и аптека - это же очень удобно! Если стала барахлить печень, то мож ...
Оригинал взят у eska в Узники "русского" сектора концлагеря Маутхаузен 5/1945 Маутха́узен (нем. KZ Mauthausen) — немецкий концлагерь около города Маутхаузен (Mauthausen, Австрия) в 1938—1945 годах. Концентрационный лагерь Маутхаузен был освобождён американскими войсками 5 ...
 Тут возник такой не то, чтобы спор, а разговор. Вот, интересует ваше личное мнение: чем отличаются женщины от мужчин (ну или мужчины от женщин), кроме анатомии и физиологии. Перечислите различия! ...