На 133-летие младшего деда

Едва я родился, мама повезла меня в Елисеево показать деду с бабушкой. Конечно, самую первую поездку я не запомнил. Но хорошо запомнил летние месяцы 1955-60 годов, когда нас там собиралось иногда сразу до 7 внуков, часто без занятых на работе родителей.
При этом дед сам продолжал работать в колхозе. Прямо в сенях дедова дома установили массивную центрифугу для измерения жирности сдаваемого государству молока личных коров колхозников. Работа тяжёлая: вращать центрифугу приходилось силой собственных рук. И опасная: в десятки пробирок с молоком от каждой коровы нужно было налить серную кислоту. Но когда я присаживался в сенях, чтобы заворожённо смотреть, как дед крутит центрифугу, он никогда меня не прогонял.
Елисеево расположено на полуострове длиной до двух километров и шириной полкилометра между малыми реками Белой и Чёрной. Вместе с продолжавшим его за рекой Малым Елисеевом фактически оно представляло собой застроенную с обеих сторон домами колхозников широкую дорогу между церквями соседних сёл Суходола и Гущина. Хотя исторически именно Елисеево было центром волости, своего прихода в нём не было. Только высокая часовня в самом центре деревни, как раз напротив пятистенка Князевых.
Позади домов были огороды (чуть побольше стандартных шести соток), а дальше до реки их продолжали индивидуальные покосы, принадлежавшие колхозникам. В конце покоса Князевых на берегу Белой находился осинник. В нём хозяйничали внуки: отдыхали после купания в жару, играли, дурачились. Подосиновики находили там не часто, но признанные теперь ядовитыми свинушки собирали огромными охапками, а бабушка жарила их на подсолнечном масле.
Когда на короткие отпуска приезжали родители, ходили с ними в "походы" до 5-7км в одну сторону. В Кошелёво к младшему брату деда Михаилу. В Кесову Гору к маминой сестре Нине Ивановой. В лес урочища Люшнево на берегу реки Кашинки за малиной. В заросли орешников вокруг Гущина.
В последний раз я приезжал в Елисеево в январе 1961 года на зимние каникулы. В один из дней ушёл на лыжах по полям за Белой, а младший двоюродный брат Сашок безуспешно пытался меня остановить. Когда вернулся, дед напугал меня, что там могли быть волки.
А 7 мая 1961 года бабушка умерла от внезапного инсульта. В течение года-двух дед и Ивановы продали свои дома и переехали в Вырицу. Теперь из них в живых там остался только двоюродный брат Коля, зато у него своя большая семья.
|
</> |