Н-209 и Бронтман

топ 100 блогов antonkachinskiy03.08.2025

Описывая подготовку к перелету Н-209 довольно часто цитируют дневники журналиста «Правды» Лазаря Бронтмана. Дневники эти охватывают период с 1932 по 1947 год. Бронтман много писал о авиации, активно общался с летчиками и принимал участие в некоторых полетах. Например в высадке папанинцев на полюс. Так что его дневники могли бы быть интересным источником, но увы... Дело в том, что свои заметки он перестал делать в феврале 1937 года, а возобновил уже только через год. Так что заметок о интересующем нас периоде в его дневниках нет. Уже в 1939 году он написал в дневник немного о Н-209, но это не заметки по ходу дела, а уже воспоминания. За это время понятно он думал о причинах гибели Н-209, обсуждал это с другими людьми (например написал неопубликованную статью о причинах гибели Н-209 совместно с Чкаловым), и забывал под потоком новых событий о том что тогда произошло...

«В те месяцы, которые предшествовали старту, Леваневский частенько заходил в «Правду». По делу и без дела. Не ладится дело с мотором — идет сюда, нечего делать — сюда, хочет поехать в парк ЦДКА — тоже. Появлялся он обычно с Левченко. Просил принести нарзана или боржома, шутил, что редакция бедна и он ее разоряет своей жаждой.»

Вот этот эпизод скорее всего относится к перелету 1935 года, когда Леваневский летел на одномоторном самолете. Так и тут — не ладиться дело с мотором, а не моторами как на Н-209. Да и изрядное время из этого периода подготовки Леваневский провел в Севастополе, а Бронтман про это ничего не пишет, хотя потом пишет о таком разговоре с Кастанаевым

«С другой стороны и Кастанаев не был в восторге от командира и говорил мне:

Он белоручка. Машину не водит, а только командует. Часть даже без него летали. Куда это годится. Я ему взлет не доверю — сам буду отрывать.»

То есть всплывает все же что не все время Леваневский занимался подготовкой. Ну и то что взлетать самолет будет под управлением Кастанаева — это подразумевалось изначально. Тут видимо веяние разговоров Бронтмана с кем то из летчиков которые считали что, то что Леваневский сидел на праваом кресле, вместо положенного командиру левого — признак недоверия к нему...

Ну и в воспоминаниях появляется обычное преувеличение своей роли в событиях. Бронтман не просто журналист который пишет о летчиках и их перелетах — он активный участник событий с которым летчики советуются!

Вот его разговор с Леваневским о перелете в Арктике:

«Мы говорили о подготовке, о Лос-Анджелесе, об авиации. Обсуждали полеты Чкалова и Громова. Он с явным недоверием относился к их сообщениям о том, что на 6–7 тыс. встречали облака.

Я не верю этому. В Арктике не может быть высоких облаков. Я много летал там, изучал по всяким источникам. Когда вы летели к полюсу — вы ведь шли над облаками?

Да, неоднократно.

А какая была их высота?

Не больше 2000– 2500 метров.

Вот видите, тут что-то не так.»

Леваневский имел возможность сам поговорить и с летчиками которые осуществляли высадку папанинцев и с участниками первых перелетов через полюс, но говорит с журналистом. Ну и известно, что на Н-209 было установлено кислородное оборудование с запасом кислорода на 20 часов. То есть половину полета в самом неблагоприятном варианте экипаж мог производить на большой высоте, явно большей чем 2500 метров...

С Левченко правда у Бронтмана получилось еще лучше, буквально как в анекдоте о полете по пачке беломора!

«Много говорил я с Виктором Левченко. Мне нужно было написать его литературный портрет, помочь в статье о трассе. Виктор рассказал мне биографию, привел наиболее интересные факты, дал для статьи навигационный план (я его переписал, это можно использовать для диалога). Очень интересовался, как выглядят сверху острова ЗФИ, где аэродром на Рудольфе.

А туманы там часто?

Да. Тогда там нужно садиться около зимовки.

А там как сядем? Корабль большой!

Головин садился на Рудольфе. Думаю, сядете.

А ну, нарисуй план.

Я нарисовал.

Откуда заход легче и удобнее?

Показал.

А как льды у полюса?»

Итак, штурман Н-209 который летит из Москвы на Аляску через полюс. И на первом этапе должен долететь до Земли Франца- Иосифа где оборудован аэродром с которого высаживали экспедицию на полюс, где установлен радиомаяк по которому Н-209 будет ориентироваться и где дежурит один из АНТ-6 «Авиаарктика». Так вот он о расположении аэродрома на острове Рудольфа узнает не у летчиков и штурманов полюсной экспедиции, а у принимавшего в ней участия журналиста и просит того нарисовать план! А Бронтман уверенно указывает что посадить там Н-209 можно! Анекдот...

Ну и понятно, что в 1939 году Бронтман знает, что Н-209 пропадет а потому с перелетом все плохо. Леваневский недоволен Кастанаевым, Кастанаев — Леваневским. Механик Побежимов просто недоволен и полон предчуствий. К стати видимо из этих воспоминаний Бронтмана пошло утверждение что Кастанаев плохо умеел летать в облаках. Ведь Н-209 пропал после входа в облака, а поэтому видимо пилот не умел...

« Скоро все были на аэродроме. Машина стояла уже на горке. Мы лежали на траве втроем — Левченко, Байдуков и я. Байдуков весело рассказывал о парижских впечатлениях, об американских любителях сенсации.

Ты возьми серебряных денег раздавать — они прямо передерутся.

Виктору идея понравилась. Он заставил нас вывернуть карманы и собрал рублей шесть мелочи. Принесли папиросы «Заказные». Витя дал нам по одной, остальные отнес в самолет, обрезав наши аппетиты:

Не балуй!

Подошел Ушаков и Леваневский. Сигизмунд был оживлен, отлично одет, пиджак накинут на плечи.

Пойдем, покурим. — предложил Леваневский.

Я только что курил.

Ну еще одну, последнюю.

Мы спустились с горки.»

В воспоминаниях Н-209 частенько стартует с горки, как стартовали АНТ-25. Вот и Бронтмана самолет перед стартом закатывают на горку. Беда в том что площадка сверху горки была рассчитана на размеры АНТ-25. Более длинный Н-209 на ней не помещался, а потому с горки и не стартовал. Нет не одного фото где Н-209 стоит на вершине стартовой горки. Если судить по фото — перед стартом его подкатывали под самое основание горки, так что основные колеса шасси стояли уже на ровной поверхности, а вот хвост был на наклонной части горки. Но на верхней площадке, откуда стартовали АНТ-25 Н-209 никогда не был.

Так что увы — и эти воспоминания практически нечего не дают в плане информации о подготовке и старте Н-209.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
АПД: Шарф повесили на сайт и в контактах для заказа указаны следующие фирмы www.birdiesroom.com, www.matermatris.com oder www.kkdesign.se меня нету, значит на ФБ ошиблись! Фух, это хорошо. Информация появилась и на офиц. сайте, что цветовое решение этого шарфа было предложено ...
1 ноября, активисты МГЕР в шести российских городах у стен офисов «Церкви Иисуса Христа святых последних дней» (ЦИХСПД), более известной как церковь мормонов , провели пикеты, по окончании которых подарили руководителям каждого из отделений ...
Всем доброй пятницы! У коллеги в школе возникла интересная ситуация с оплатой обедов. Ребёнок заболел, остался дома, но деньги за обед в этот день всё равно списали. Мама ребёнка пришла в школу узнать у администрации, что происходит и получила ответ: ребёнка могут снять с питания только ...
12 июня 2018 года внимание жителей города Сен-Пол штата Миннесота привлек енот, который по стене забирался на небоскреб. Через несколько часов за этого парня переживала уже вся Америка, а в соцсетях запустили реалити-шоу. Сначала храброго енота заметили карабкающимся на стену ...
Обращение Председателя СовНарКома В.И. Ленина и Народного Комиссара по Делам Национальностей И.В. Сталина ко всем трудящимся мусульманам России и Востока. (3 дек) 1917 г. #советская_русофобия "Мусульмане России, татары Поволжья и Крыма, киргизы и сарты Сибири и Туркестана, турки и ...