Музыкальное #2
city-rat — 04.05.2025
Предуведомление.
Во-первых, я не музыкант и не профессор консерватории, я просто инженер, который из любопытства попытался на дилетантском уровне разобраться в устройстве музыки и делится с вами результатами своих изысканий. Мои трактовки некоторых явлений могут отличаться от традиционных. Не стесняйтесь спорить, уточнять и поправлять.
Во-вторых — классическая теория музыки то еще невнятное говно. Они до сих пор не могут дать внятные определения ключевым понятиям. Цитата из википедии: «Лад — ...центральное понятие в учении о гармонии ... Единственная и общепринятая дефиниция лада отсутствует». Дальше авторы статьи начинают лукаво отмазываться: «...как это нередко бывает с фундаментальными понятиями в разных науках». Это вранье, конечно. Взять физику. Да, мы действительно не знаем, что такое энергия, это такое весьма условное нечто. Но место этой самой энергии в процессах и описывающих их формулах определено вполне себе однозначно, в том числе определены и границы нашего понимания этого понятия. А в музыкальной науке все на уровне средневековой алхимии — то ли флогистон, то ли теплород, то ли есть, то ли нет. Западники так вообще не используют понятия «лад», у них «моды», а это немножко другое.
Так что если вы видите, что я использую какой-то термин не так, как вы привыкли — не ругайтесь сразу, возможно, мы просто учебники разных профессоров читали.
Ну а теперь к делу.
Давным-давно люди заметили, что сочетания некоторых звуков звучат приятно. Это явление настолько их захватило, что оказало огромное влияние на все отрасли знания — от геометрии до физики. Музыку разъяли, как труп, поверив алгеброй гармонию — ну вы все в курсе. Но на самом деле ответа на то, почему нам нравится музыка — так и не нашли, хотя закономерности более или менее поняли.
Прежде всего — одиночный звук сам по себе может быть приятным, но настоящая музыка возникает именно тогда, когда сочетаются хотя бы два звука разных тонов. Такое сочетание называют интервалом. От соотношения частот в интервале зависит, воспримем ли мы его, как приятное (консонанс) или неприятное (диссонанс).
Существуют особенные интервалы, которые называются совершенными консонансами. Такие пары звуков одинаково воспринимаются всеми людьми и во всех культурах, так что можно довольно уверенно говорить, что совершенные консонансы прописаны где-то у нас в биологии.
Первый такой интервал — октава (почему интервалы так называются — поговорим чуть позже). В октаве частоты звуков соотносятся, как 1 к 2. Т.е. если первый звук — 100 Гц, то второй — 200 Гц. При этом неважно, какие именно частоты у звуков, лишь бы слышны были, мозгу важно только их соотношение. Особенность октавы в том, что мозг воспринимает такие звуки, как очень похожие. Да, мы, конечно, слышим, что звуки сильно отличаются по высоте, но подсознание говорит нам «да это же одно и то же».
Гемгольц (тот самый, резонатором которого власти облучали Немцова) выдвинул для объяснения этого т.н. обертоновую теорию. Действительно, в природе человек никогда не слышит чистых тонов, все реальные музыкальные звуки содержат обертоны с частотами, кратными основному тону. Т.е. когда мы добавляем к звуку другой через октаву — мы, по сути, просто усиливаем и так уже имеющийся в первом звуке обертон, не меняя его восприятие в целом. Да, звук становится богаче, в нем появляется еще больше, БОЛЬШЕ обертонов — но мозг нам говорит — «в целом-то та же фигня». А дальше это работает даже если звуки представляют собой чистую синусоиду (хотя и чуть слабее).
Вот тут октава на чистых тонах:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/80/Oktave_auf.ogg
Если по отдельности разницу мы слышим отчетливо, то вместе это уже начинает восприниматься, как один гармоничный звук с подзвучкой.
На особенностях восприятия кратных частот, т.е. октавных интервалов, построена известная слуховая иллюзия, т.н. тон Шепарда (нет, не капитана, и это не мой любимый магазин на Цитадели). Вот его непрерывная версия, т.н. глиссандо Шепарда-Рисе.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/61/DescenteInfinie.ogg
Механизм иллюзии в том, что самый нижний звук в комбинации октавных интервалов в какой-то момент перестает звучать и заменяется на самый верхний, но без хорошо тренированного музыкального слуха заметить это очень трудно. Мозг кричит нам — «сиська-сиська, цветок-цветок, обертон-обертон — все то же самое, никаких разрывов не было!», а в результате звук кажется бесконечно понижающимся (или повышающимся, если сделать все наоборот).
***
«Похожесть» звуков в октавном интервале является, пожалуй, основой всей мировой музыки. От этого отталкивается вся гармония.
Важно (не только для октавных интервалов, а вообще): мозгу в целом достаточно безразлично, исполняются ли звуки одновременно или последовательно. Он в любом случае воспринимает интервал между ними и говорит нам — «ага, я узнал это сочетание». Именно эта особенность мозга позволяет нам слушать и адекватно воспринимать аккомпанемент к песням. Т.е. гитарист делает «дрынь» по струнам, извлекая аж шесть звуков одновременно, а компания вся дружно — «Ага! Пааа тёмным улицам вдвоем...» — хотя здесь звуки исполняются уже последовательно.
|
|
</> |
Система управления репутацией и мониторинга СМИ и соцмедиа от СКАН-Интерфакс: обзор возможностей
Леди Элиза и леди Амелия Спенсер на Венском оперном балу.
Сиреневая роза
Дом бабушки Дианы, принцессы Уэльской в Норфолке выставлен на продажу.
Муж пришел домой и выяснил, что жена прихватила все деньги и ушла
На Олимпийских играх 2026 года
Пляж на южном побережье
День самоуправления #10 в марафоне #ЗИМАЗИМА
Чего не случается в ночь перед Рождеством!..

