Музыка. Мадди Уотерс

топ 100 блогов uctopuockon_pyc15.05.2024
Музыка. Мадди Уотерс

Мак-Кинли Морганфилд (4 апреля 1913 – апрель 30, 1983), известный профессионально, как Мадди Уотерс (Muddy Waters), американский блюзовый певец и музыкант, который был громадной фигурой послевоенной блюз сцены, и часто упоминается как "отец современного чикагского блюза". Его стиль игры был описан как "raining down Delta beatitude".

Мадди Уотерс вырос на плантации Стовалл близ Кларксдейла, штат Миссисипи, и к 17 годам уже играл на гитаре и губной гармонике, подражая местным блюзовым исполнителям Сон Хаусу и Роберту Джонсону. Его исполнение было записано на Миссисипи Аланом Ломаксом для Библиотеки Конгресса в 1941 году. В 1943 году он переехал в Чикаго, чтобы стать профессиональным музыкантом. В 1946 году он записал свои первые пластинки для Columbia Records, а затем для Aristocrat Records, недавно созданного лейбла, которым руководили братья Леонард и Фил Чесс.

В начале 1950—х Мадди Уотерс и его группа — Литтл Уолтер Джейкобс на губной гармошке, Джимми Роджерс на гитаре, Элга Эдмондс (также известный как Элджин Эванс) на барабанах и Отис Спэнн на фортепиано - записали несколько классических блюзовых альбомов, некоторые из них с басистом и автором песен Вилли Диксоном. Среди этих песен были "Hoochie Coochie Man", "I Just Want to Make Love to You" и "I'm Ready". В 1958 году он отправился в Англию, заложив там основы возрождения интереса к блюзу. Его выступление на Ньюпортском джазовом фестивале в 1960 году было записано и выпущено в качестве его первого концертного альбома "At Newport 1960".

Место и дата рождения Мадди Уотерса точно не известны. Он рассказывал, что родился в 1915 году в Роллинг-Форке в округе Шарки, штат Миссисипи, но другие данные свидетельствуют о том, что он родился в 1913 году в общине Джагс-Корнер в соседнем округе Иссакена. В 1930-х и 1940-х годах, до того, как он достиг славы, в его свидетельстве о браке, записях и профсоюзном билете музыкантов год его рождения был указан как 1913. В интервью 1955 года для "Chicago Defender" —  самое раннее, в котором он указал 1915 год в качестве года своего рождения, и с тех пор он продолжал указывать этот год в интервью. Согласно переписи 1920 года, на 6 марта 1920 года ему было пять лет. В учетных данных социального страхования, основанных на заявлении на получение карточки социального страхования, поданном после его переезда в Чикаго в середине 1940-х годов, указано, что он родился 4 апреля 1913 года. На его надгробии указан 1915 год рождения.

Его бабушка, Делла Грант, воспитывала его после того, как его мать умерла вскоре после его рождения. Грант дал ему прозвище "Мадди" в раннем возрасте, потому что он любил играть в мутной воде близлежащего Оленьего ручья. "Уотерс" был добавлен много лет спустя, когда он начал играть на губной гармошке и выступать на местном уровне в раннем подростковом возрасте. Он сам научился играть на губной гармошке. Остатки хижины на плантации Стовалл, где он жил в юности, сейчас находятся в музее Дельта Блюз в Кларксдейле, штат Миссисипи.

Свое первое знакомство с музыкой он получил в церкви: "Раньше я принадлежал к церкви. Я был хорошим баптистом, пел в церкви. Так что все мои стоны и вибрато происходят прямо из церкви", - вспоминал он. К 17 годам он купил свою первую гитару. "Я продал последнюю лошадь, которая у нас была. Выручил за нее около пятнадцати долларов, отдал бабушке семь долларов и пятьдесят центов, семьсот пятьдесят оставил себе и заплатил за гитару около двухсот пятидесяти. Это была Стелла. Люди заказывали их в Sears-Roebuck в Чикаго". Он начал исполнять свои песни в заведениях неподалеку от своего родного города, в основном на плантации, принадлежащей полковнику Уильяму Говарду Стоваллу.

В начале 1930-х Мадди Уотерс сопровождал Биг Джо Уильямса в турах по Дельте, играя на губной гармошке. Уильямс рассказал Блюэтту Томасу, что в конце концов бросил Мадди, "потому что он отбирал у меня женщин [поклонниц]".

В августе 1941 года Алан Ломакс отправился в Стоволл, штат Миссисипи, по поручению Библиотеки Конгресса, чтобы записать альбом различных кантри-блюзовых музыкантов. "Он принес свою аппаратуру и записал меня прямо у меня дома, - рассказал Мадди журналу Rolling Stone, - и когда он воспроизвел первую песню, она зазвучала точно так же, как на чьих-либо пластинках. Чувак, ты не представляешь, что я почувствовал в тот субботний день, когда услышал этот голос, и это был мой собственный голос. Позже он прислал мне два экземпляра пресс-релиза и чек на двадцать баксов, и я отнес эту пластинку на угол и поставил в музыкальный автомат. Просто играл, играл и сказал себе: "Я могу это сделать, я могу это сделать". Ломакс вернулся в июле 1942 года, чтобы записать его снова. В итоге обе записи были выпущены лейблом Testament под названием "Down on Stovall's Plantation". Полное собрание записей было переиздано Chess Records на компакт-диске под названием Muddy Waters: The Complete Plantation Recordings. Исторические полевые записи 1941-42 годов, собранные Библиотекой Конгресса в 1993 году, были ремастированы в 1997 году.

В 1943 году Мадди отправился в Чикаго в надежде стать профессиональным музыкантом. Позже он вспоминал, что приезд в Чикаго стал самым важным событием в его жизни. Некоторое время он жил у родственника, водил грузовик, днем работал на заводе, а по ночам выступал. Биг Билл Брунзи, в то время один из ведущих блюзменов Чикаго, приглашал Мадди открывать свои концерты в клубах, где выступал Брунзи. Это дало Мадди возможность выступать перед большой аудиторией. В 1944 году он купил свою первую электрогитару, а затем создал свой первый электрический комбо. Он чувствовал себя обязанным усовершенствовать свое звучание в Чикаго, потому что, по его словам, "Когда я приходил в клубы, первое, что мне хотелось, был усилитель. С акустикой тебя никто не услышит". Его звучание отражало оптимизм послевоенных афроамериканцев. Уилли Диксон сказал, что "Вокруг было довольно много людей, которые пели блюз, но большинство из них пели грустный блюз. Мадди придавал своему блюзу немного бодрости".

В 1946 году Мадди записал несколько песен для Майо Уильямса на лейбле Columbia Records в старомодном сопровождении, состоящем из кларнета, саксофона и фортепиано; годом позже они были выпущены на лейбле Ивана Баллена "20th Century", базирующемся в Филадельфии, под названием "James "Sweet Lucy" Carter and his Orchestra"  — Мадди Уотерс не был указан на этикетке. Позже в том же году он начал записываться для Aristocrat Records, недавно созданного лейбла, которым руководили братья Леонард и Фил Чесс. В 1947 году он сыграл на гитаре с Sunnyland Slim на фортепиано в песнях "Gypsy Woman" и "Little Anna Mae". Они также были отложены в долгий ящик, но в 1948 году "I Can't Be Satisfied" и "I Feel Like Going Home" стали хитами, и его популярность в клубах начала стремительно расти. Вскоре после этого Aristocrat сменила название на Chess Records. Фирменная мелодия Мадди Уотерса "Rollin' Stone" также стала хитом того года.

Первоначально братья Чесс не разрешали Мадди Уотерсу использовать его группу в студии звукозаписи; вместо этого ему предоставляли бас-гитариста Эрнеста "Биг" Кроуфорда или музыкантов, собранных специально для записи, включая "Baby Face" Лероя Фостера и Джонни Джонса. Постепенно Чесс смягчился, и к сентябрю 1953 года Мадди записывался с одной из самых известных блюзовых групп в истории: Литтл Уолтер Джейкобс на губной гармошке, Джимми Роджерс на гитаре, Элга Эдмондс (также известный как Элджин Эванс) на барабанах и Отис Спэнн на фортепиано. В начале 1950-х годов группа записала серию классических блюзовых композиций, некоторые из них с участием басиста и автора песен Вилли Диксона, включая "Hoochie Coochie Man", "I Just Want to Make Love to You" и "I'm Ready".

Группа Мадди Уотерса стала испытательным полигоном для некоторых из лучших блюзовых талантов города, и участники ансамбля сами сделали успешную карьеру. В 1952 году Литтл Уолтер ушел из группы, когда его сингл "Juke" стал хитом, хотя он продолжал сотрудничать еще долго после своего ухода, появившись на большинстве классических записей группы в 1950-х годах. Хоулин Вулф переехал в Чикаго в 1954 году, получив финансовую поддержку благодаря своим успешным шахматным выступлениям в одиночном разряде, и началось "легендарное соперничество" с Мадди Уотерсом. Соперничество отчасти было вызвано тем, что Уилли Диксон поставлял песни обоим артистам, и Вулф подозревал, что Мадди покупал лучшие песни Диксона. 1955 год ознаменовался уходом Джимми Роджерса, который ушел, чтобы работать исключительно со своей собственной группой, которая до этого времени была второстепенной.

В середине 1950-х синглы Мадди Уотерса часто попадали в различные ритм-энд-блюзовые чарты журнала Billboard, включая "Sugar Sweet" в 1955 году и "Trouble No More", "Forty Days and Forty Nights" и "Don't Go No Further" в 1956 году. В 1956 году также был выпущен один из его самых известных номеров "Got My Mojo Working", хотя он и не попал в чарты. Однако к концу 1950-х годов успех его синглов подошел к концу, и только "Close to You" попала в чарты в 1958 году. Также в 1958 году Чесс выпустил свой первый альбом-компиляцию The Best of Muddy Waters, который собрал двенадцать его синглов вплоть до 1956 года.

В 1958 году Мадди вместе со Спанном гастролировали по Англии, где им помогали местные музыканты в стиле диксиленд или "трад-джаз", в том числе участники группы Криса Барбера. В то время английская публика была знакома только с акустическим фолк-блюзом в исполнении таких артистов, как Сонни Терри, Брауни Макги и Биг Билл Брунзи. И музыканты, и зрители были не готовы к его выступлению, которое включало в себя игру на электрической слайд-гитаре. Он вспоминал: Они думали, что я большой поклонник Билла Брунзи, но... Я не был таким. У меня был свой усилитель и Спаннингтон, и я собирался выступить в Чикаго. Мы открылись в Лидсе, Англия. Я определенно был слишком громким для них. На следующее утро мы были в заголовках газет: "Кричащая гитара и воющее пианино".

Хотя его выступления оттолкнули старую гвардию, некоторые молодые музыканты, в том числе Алексис Корнер и Сирил Дэвис из Barber's band, вдохновились более современным направлением электрического блюза. В состав собственных групп Корнера и Дэвиса входили музыканты, которые позже сформировали The Rolling Stones (названную в честь хита Мадди 1950 года "Rollin' Stone"), Cream и оригинальную Fleetwood Mac.

В 1960-х годах выступления Мадди Уотерса продолжали знакомить новое поколение с чикагским блюзом. На Ньюпортском джазовом фестивале в 1960 году он записал один из первых концертных блюзовых альбомов, и его исполнение "Got My Mojo Working" было номинировано на премию "Грэмми". В сентябре 1963 года, в попытке Чесса наладить контакт с аудиторией фолк-музыки, он записал альбом Folk Singer, в котором его фирменное звучание электрогитары было заменено звучанием акустической группы, включая тогда еще неизвестного Бадди Гая на акустической гитаре. Фолк исполнение не имело коммерческого успеха, но было высоко оценено критиком Джо Кейном, а в 2003 году журнал Rolling Stone поместил его на 280-е место в своем списке 500 величайших альбомов всех времен. В октябре 1963 года Мадди Уотерс принял участие в первом из нескольких ежегодных европейских турне, организованных как American Folk Blues Festival, во время которого он также исполнил некоторые акустически ориентированные номера.

В 1967 году он перезаписал несколько блюзовых стандартов с Бо Диддли, Литтл Уолтером и Хаулин Вулфом, которые были выпущены как альбомы Super Blues и Super Super Blues Band в попытке привлечь рок-аудиторию. Группа Super Super Blues объединила Хаулина Вулфа и Мадди Уотерса, у которых было давнее соперничество. Как написал Кен Чанг в своем обзоре AllMusic, альбом был наполнен "спорами и студийным подтруниванием [...] более интересным, чем в остальном запоминающаяся музыка из этого стилистического трека". В 1968 году, по инициативе Маршалла Чесса, он записал альбом Electric Mud, призванный возродить его карьеру, выступив при поддержке Rotary Connection, психоделической соул-группы, которую собрал Чесс. Альбом оказался противоречивым; хотя он достиг 127-й строчки в чарте альбомов Billboard 200, многие критики отнеслись к нему отрицательно, и в конце концов сам Мадди Уотерс отрекся от него: Та пластинка Electric Mud, которую я записал, была просто дерьмом собачьим. Но когда она только вышла, то стала продаваться бешеными тиражами, а потом их начали отсылать обратно. Они сказали: "Это не может быть Мадди Уотерс, когда вокруг творится такое дерьмо – все эти вау-вау и fuzztone".

Тем не менее, шесть месяцев спустя он записал следующий альбом After the Rain, который имел схожее звучание и в котором участвовали многие из тех же музыкантов.

Позже, в 1969 году, он записал и выпустил альбом Fathers and Sons, в котором вернулся к своему классическому звучанию в стиле чикагского блюза. У Fathers and Sons была звездная бэк-группа, в которую входили Майкл Блумфилд и Пол Баттерфилд, давние его поклонники, чье желание сыграть с ним послужило толчком к созданию альбома. Это был самый успешный альбом в карьере Мадди Уотерса, достигший 70-й строчки в Billboard 200.

В 1971 году было записано и выпущено шоу из престижного чикагского ночного клуба Mister Kelly's, ознаменовавшее возвращение Мадди Уотерса в форму и завершение его перехода к белой аудитории.

В 1972 году он получил свою первую премию "Грэмми" за лучшую этническую или традиционную запись за "They Call Me Muddy Waters", альбом 1971 года, состоящий из старых, но ранее не издававшихся записей.

Позже, в 1972 году, он прилетел в Англию для записи альбома The London Muddy Waters Sessions. Альбом стал продолжением прошлогоднего альбома The London Howlin' Wolf Sessions. Оба альбома были созданы продюсером Chess Records Норманом Дейроном и были призваны продемонстрировать игру чикагских блюзовых музыкантов с молодыми британскими рок-музыкантами, которых они вдохновляли. Мадди Уотерс пригласил с собой двух американских музыкантов — Кэри Белла на губной гармошке  и гитариста Сэмми Лоухорна. Среди британских и ирландских музыкантов, игравших на альбоме, были Рори Галлахер, Стив Уинвуд, Рик Греч и Митч Митчелл. Мадди был недоволен результатами из-за более рок-ориентированного звучания британских музыкантов. "Эти ребята - первоклассные музыканты, они могут играть со мной, положи перед ними книгу и сыграй ее, понимаешь", - сказал он Гуральнику. "Но это не то, что мне нужно, чтобы продать своим людям, это не звук Мадди Уотерса. И если вы измените мое звучание, то вы измените всего человека". Он заявил: "Мой блюз выглядит таким простым, его так легко исполнять, но это не так. Говорят, что мой блюз - самый трудный для исполнения блюз в мире". Тем не менее, альбом получил еще одну премию "Грэмми", снова за лучшую этническую или традиционную запись.

Он получил еще одну премию "Грэмми" за свой последний альбом на Chess Records, The Muddy Waters Woodstock Album, записанный в 1975 году со своим новым гитаристом Бобом Марголином, Пайнтопом Перкинсом, Полом Баттерфилдом, а также Левоном Хелмом и Гартом Хадсоном из группы. В ноябре 1976 года он появился в качестве специального гостя на прощальном концерте "Band's Last Waltz ", а в 1978 году был снят документальный фильм об этом событии.

Уотерс выступал на джазовом фестивале в Монтре в 1972, 1974 и 1977 годах. В 2021 году был издан альбом, CD и потоковый релиз, в который вошли многие из его самых известных песен с этих выступлений, под названием "Muddy Waters: The Montreux Years". В 1974 году его бэк-музыкантами в Монтре были Бадди Гай, Пайнтоп Перкинс, Джуниор Уэллс и басист Rolling Stones Билл Уайман; Уайман и Перкинс также выступали с ним в 1977 году.

С 1977 по 1981 год блюзовый музыкант Джонни Уинтер, который с детства боготворил Мадди Уотерса и стал его другом, продюсировал четыре его альбома, все на лейбле Blue Sky Records: студийные альбомы Hard Again (1977), I'm Ready (1978) и King Bee (1981) и концертный альбом Muddy "Mississippi" Waters – Live (1979). Альбомы имели успех у критиков и коммерческий успех, и все они, кроме King Bee, получили "Грэмми". Hard Again был особенно высоко оценен критиками, которые, как правило, называли его альбомом возвращения.

В 1981 году Мадди Уотерса пригласили выступить на ChicagoFest, крупнейшем городском музыкальном фестивале под открытым небом. На сцене к нему присоединились Джонни Уинтер и Бадди Майлз, и он сыграл такие классические песни, как "Mannish Boy", "Trouble No More" и "Mojo Working" для нового поколения поклонников. В 2009 году выпустили DVD-версию этого выступления Shout! Factory. 22 ноября он выступил вживую с тремя участниками британской рок-группы The Rolling Stones (Миком Джаггером, Китом Ричардсом и Ронни Вудом) в блюзовом клубе Checkerboard Lounge в Бронзевилле, на южной окраине Чикаго, который был основан в 1972 году Бадди Гаем и Л.С. Турманом. DVD с записью выступления, Live at the Checkboard Lounge, Чикаго, 1981, был выпущен в 2012 году.

В 1982 году ухудшение здоровья резко прервало его концертную деятельность. Его последнее публичное выступление состоялось, когда он выступал с группой Эрика Клэптона на концерте во Флориде летом 1982 года.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
(с) перепост * Вот, скажем, ситуация. Сидим на кухне, пьем, курим, едим. Я, подружка моя, подружкина подружка, подружкиной подружке молчел - мелкий, злой, мерзкий козлишко с амбициями. Притворяется авторитетом, на деле даже до шныря не дотягивает.  Но  нашей деве это ...
Сегодня у меня была запись к дантисту на проверку годности имеющихся в наличии зубов. Поэтому до полудня я переживала и нервничала, а в 12 сняла с крюка своего Саврасия и мы помчали к врачу. Саврасий спит на ...
Посмотреть на Яндекс.Фотках Начались трудовые будни. Поездка выдалась не напряжная, по "обороту". То есть туда и сразу обратно. Погода не самая лучшая для съёмки - всё однотонное, белое, небо сливается с землёй. Посмотреть на Яндекс.Фотках ...
Кто не спит? ...