рейтинг блогов

Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

топ 100 блогов ru_aviation11.01.2023 Посмотрим на макет самолета с использованием частей от реального самолета. Тут у нас Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston — семейство самолётов, включавшее штурмовик, лёгкий бомбардировщик и ночной истребитель, во время Второй мировой войны состоял на вооружении ВВС США, Великобритании, Советского Союза и других стран. В ВВС стран Содружества известен под именем Boston, версия ночного истребителя называлась Havoc. В ВВС США принят на вооружение под обозначении А-20 Havoc. Было построено 7478 самолетов. Сохранилось порядка 17 самолетов в музеях мира. И есть даже летающие борта....
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.
Центральный музей ВВС в Монино ч1
Центральный музей ВВС в Монино ч2
все, что у меня есть по A-20


Немного об этом конкретном самолете: модификация Douglas A-20G-35DO Havoc. Останки самолета были найдены на одном из заброшенных аэродромов Новосибирской области в районе Коченево. Машина имела значительные повреждения: отсутствовали кабина пилотов, хвостовое оперение и двигатели. Работу по восстановлению Бостона в 1992-94 годах проводило ТОО Авион (Новосибирск). Разработку технической документации для реставрации осуществляла бригада из СибНИА.
Воссоздание самолета производилось в цехе СибНИА бригадой рабочих института и сотрудниками филиала ОКБ П.О.Сухого. Изготовление хвостового оперения, кабины пилота, гондол двигателей проводилось на авиаремонтном заводе 26 в Толмачево. Покраска самолета выполнена бригадой маляров 401 ремонтного завода Гражданской авиации. В 2013 году произведены покрасочные работы бригадой маляров ОКБ Миля, вместо зеленого самолет приобрел более соответствующий оригиналу оливковый цвет.

А вот еще какую информацию удалось найти в интернете: В июне 1994 года Новосибирская компания «Авиареставрация» обратилась в наш историко-технический клуб с просьбой о помощи в восстановлении бомбардировщика «Бостон». Конкретно, требовалось восстановить приборное оборудование и достоверную окраску самолета. Часть приборов удалось восстановить из «родных», остальную же часть пришлось заменить, переградуировав отечественные.
На машине нанесен тактический номер 14 (неверный шрифт) и серийный 43-10052 –
как на погибшем самолете Еникеева Г.Г. (51 мтап). Эта машина, однако, никакого отношения к погибшему самолету Еникеева не имеет.
В музей ВВС А-20G доставили из Новосибирска самолетом Ан-22 в сентябре 1994 года.

Так какой же на самом деле номер этого самолета?
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

Табличка с описанием.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

А-20G стал самой массовой модификацией — начиная с февраля 1943 года было выпущено 2850 самолётов, из которых большая часть была поставлена в СССР.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

Машины для СССР, как и ранее, с завода отправляли в модификационный центр в Талсе, где их дорабатывали под требования заказчика, в частности, монтировали место для четвертого члена экипажа - стрелка, обслуживавшего нижний пулемет.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

Поставки этих машин начались в 1943 году двумя маршрутами - через Аляску и Иран. Летом 1943 года американцы привели в Фэрбенкс первые штурмовики A-20G. У нас их называли А-20Ж, отсюда прозвище - "Жучок".
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

Не все самолеты удалось доставить к фронту. Среди разбитых на Красноярской трассе оказался A-20G, подаренный советским летчикам голливудским актером Р. Скелтоном. Ситуация с пропагандистской точки зрения возникла неудобная. Тогда Мазурук приказал нанести на другой точно такой же самолет надпись "We dood it!", которая имелась на подарке. В таком виде машину отправили дальше. В конце концов ее переделали в торпедоносец, и на ней воевал один из экипажей 51-го минноторпедного полка ВВС Балтийского флота.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

Первые A-20G появились на советско-германском фронте летом 1943 года. Этот тип стал в нашей авиации поистине многоцелевым самолетом, выполнявшим самые разные функции - дневного и ночного бомбардировщика, разведчика, торпедоносца и минного заградителя, тяжелого истребителя и даже транспортного самолета. Мало применялся он лишь в качестве штурмовика - по своему основному назначению!
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

Первыми начали прибывать A-20G-1. Они шли через Ирак и Иран. Эти самолеты попробовали использовать для бомбо-штурмовых ударов по позициям противника, автотранспорту на дорогах, поездам и аэродромам. Оказалось, что "Жучок" очень уязвим для зенитчиков на малых высотах из-за значительных размеров и слабого броневого прикрытия. Лишь при достижении внезапности можно было рассчитывать на сравнительную безопасность при штурмовке в условиях хорошо отлаженной ПВО немцев. Тем не менее, штурмовые удары по автоколоннам, поездам и судам нашими летчиками периодически осуществлялись. Экипажи 449-го полка в такой ситуации обычно атаковали с высоты 300-700 м, пикируя под углом 20-25 градусов. После очереди в 20-30 снарядов следовал быстрый уход на бреющем полете. Место штурмовика в нашей авиации прочно занял Ил-2, a A-20G оказался вытесненным в другие области применения.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

По отзывам из 321-й авиадивизии, поступившим в НИИ ВВС в сентябре 1943 года, в целом самолет вызывал одобрение наших летчиков. Подчеркивались большая огневая мощь, надежность вооружения, удобство стрельбы из него днем и ночью. В НИИ ВВС A-20G даже классифицировали как истребитель-бомбардировщик. Из недостатков строевые экипажи отметили недостаточную жесткость верхней стрелковой установки в задней кабине, приводившую к большому рассеиванию пуль. Американские кислородные маски хорошо работали только в тепле; холод приводил к закупорке трубок конденсатом.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

У нас двигатели на А-20Ж питались импортным бензином Б-100 или отечественным этилированным 4Б-78. Впрочем, последний тоже был не совсем советским - наш низкосортный мешали с американским алкилбензином. При большой нужде можно было заправлять 4Б-70, но при этом категорически запрещали давать большой наддув и моторы недодавали мощность.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

Техники жаловались на сложность раскапотирования двигателей - на это уходило до трех человеко-часов. При наличии в бомбоотсеке дополнительных бензобаков стало невозможно подобраться ко многим агрегатам.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

Но это были лишь "цветочки". Немного позже столкнулись с деформациями передней части фюзеляжа от отдачи пушек. Ломались и задние кронштейны их крепления.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

Но общий вывод был положительным: "Отмеченные дефекты самолета А-20-Ж не являются препятствием для... эксплоатации самолета на фронте". Но особо выделялась необходимость включения в экипаж штурмана. Но эти самолеты прибывали во все увеличивавшемся количестве. Поэтому предприняли попытки оборудовать на них штурманские места.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

Известна переделка, выполненная в 244-й дивизии под руководством М.З. Меламеда. Из носовой части убрали четыре верхних пулемета, остеклили ее, установили там кресло штурмана и все необходимое оборудование. Изменение центровки скомпенсировали стальными плитами в штурманской кабине, являвшимися одновременно дополнительной бронезащитой. Модернизировали и бомбовое вооружение.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

Оборонительное вооружение машин серий G-1, G-10 и G-15 тоже считалось недостаточно эффективным. Поэтому на данном самолете в задней кабине смонтировали спаренные пулеметы УБТ. Этот доработанный А-20G отправили в Москву в качестве образца.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

В последующем подобные переделки выполнялись на заводе No. 81, авиарембазах и непосредственно в полках. Переоборудованные таким образом машины имелись в 218-й и 244-й дивизиях, 970-м полку и других частях и соединениях. Поскольку в разных местах доработка велась по-разному, то существует много отличных друг от друга вариантов остекления носовой части. Кое-где, например, использовали носок фонаря штурманской кабины Ил-4. Неграмотная переделка могла сместить центровку назад от допустимого диапазона, что приводило к появлению опасного плоского штопора.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

На заводе No. 89 в августе 1943 года переоборудовали один А-20Ж с размещением штурмана в задней кабине вместе со стрелком-радистом. Ему поставили прицел ОПБ-1Р, приборную доску (в основном, с советскими приборами), компас А-4, электробомбосбрасыватель ЭСБР-3 и пульт управления радиополукомпасом. Чтобы штурман хоть что-то видел, в бортах и в полу прорезали окна. Вооружение в задней кабине заменили советским. Сверху смонтировали турель УТК-1 с пулеметом УБТ (боезапас 200 патронов), снизу - установку ЛУ Пе-2 под тот же УБТ и тоже с 200 патронами. В бомбоотсеке разместили отечественные кассеты КД2-439, ввели аварийное механическое сбрасывание бомб, переделали кислородную систему (поставив четыре баллона). Самолет облегчили, демонтировав не только стоявшие на нем дополнительные баки в бомбоотсеке, но и всю связанную с ними проводку, краны и насосы. Таким образом, этот "Жучок" дополнительных баков нести больше не мог. Эту машину 4 сентября 1943 г. постановили считать эталоном для доработки предприятием других самолетов. В октябре такую машину передали на испытания в НИИ ВВС.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

Но конструкторы завода No. 89 были не единственными, кто попробовал решить задачу: куда деть штурмана на А-20Ж? Бюро А.П. Голубкова поручили проработать возможность размещения штурмана за летчиком за счет укорачивания переднего бомбоотсека. В октябре 1943 года на заводе No. 456 доработали один A-20G, представив его вместо предусмотренного заданием макета. Штурмана поместили в выгородке переднего бомбоотсека, частично убрав перегородку, отделявшую ее от пилотской кабины. Отсек получился очень тесным - примерно 70 на 70 сантиметров. По бортам его обшили фанерой. Никакого бронирования не предусматривалось. Штурман сидел на откидном сиденье, в чашку которого укладывался парашют.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

Рядом с ним находились бомбовый прицел ОПБ-1, бомбосбрасыватель ЭСБР-6, компас, доска с основными приборами и кислородный прибор КПА-Збис. В бортах кабины прорезали по три окна.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

Опробование переделки выявило немало недостатков. Уменьшение размеров бом-боотсека привело к тому, что вместо восьми бомб по 100 кг в него стало входить только шесть. Кроме того, уменьшился зазор между передней частью бомбы и стенкой. У верхней пары бомб ввернуть взрыватель стало невозможно. Требовалось подвешивать бомбу уже со взрывателем, что запрещалось нормами техники безопасности.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

Обзор вперед из кабины практически отсутствовал, особенно при полностью поднятой бронеспинке. При работе с прицелом штурман стоял на полусогнутых ногах и быстро уставал. Тем не менее, 24 октября переделка была одобрена комиссией во главе с генерал-майором Архангельским. Комиссия даже согласилась разрешить подвеску бомб со взрывателями.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

15 ноября завод No. 456 представил уже два эталонных "Жучка" с дополнительной кабиной штурмана, доработанным под наши бомбы бомбовым вооружением и отечественными крупнокалиберными пулеметами.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

Существовало и еще несколько вариантов создания штурманской кабины. На практике каждая часть или соединение вносило что-то свое в зависимости от наличия материалов, деталей от других самолетов и оборудования. Общую долю переоборудованных A-20G определить трудно, поскольку в учетной документации она специально не выделялась, но процент переделанных машин был достаточно велик.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

Перспектива значительно дорабатывать все поступающие к нам бомбардировщики не вызывала восторга ни у командования ВВС, ни у руководства НКАП. 26 ноября 1943 года заместитель командующего ВВС Никитин и нарком авиапромышленности А.И. Шахурин направили письмо наркому внешней торговли А.И. Микояну, в котором требовали добиваться возобновления поставки бомбардировщиков типа А-20В, причем с измененным бомбовым вооружением. На заводе No. 43 специально подготовили чертежи незначительно переработанного штатного американского варианта, позволявшего как увеличить внутреннюю бомбовую нагрузку, так и обеспечить подвеску советских бомб разных калибров. Но никаких последствий этот демарш не имел. В Советский Союз продолжали поставляться все те же A-20G.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

К изменению вооружения A-20G-1 существовало два подхода. Все упомянутые выше переделанные "Жучки" исходили из предложений НИИ ВВС, отстаивавшего максимальный переход на отечественные пулеметы. А вот НИИ авиационного вооружения (НИИ АВ) ВВС предлагал, наоборот, заменить установки, но оставить американские пулеметы. Это мотивировалось желанием унифицировать снабжение запасными частями и боеприпасами. По схеме НИИ АВ в носу оставляли четыре 20-мм пушки и один 12,7-мм "Кольт-Браунинг". Снятый пулемет монтировали на ЛУ Пе-2 в задней кабине, а такой же верхний переставляли на турель УТК-1. Этот вариант одобрил и 3 сентября утвердил главный инженер ВВС, но большая часть переделок все-таки выполнялась по схеме НИИ ВВС.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

С середины 1943 года на фронте началась постепенная замена более ранних вариантов А-20 на тип G. Тем не менее, в строю оставались и более ранние варианты, включая Б-3. Так, в неоднократно упоминавшейся ранее 221-й дивизии на 31 декабря 1943 года числились четыре старых Б-3 (из них один с двойным управлением - УБ-3), 44 А-20В, 11 А-20С и всего шесть A-20G. Незадолго до этого в данной дивизии один А-20Ж пропал без вести на боевом задании, а второй потерпел катастрофу при взлете ночью. Но уже к середине 1944 года "Жучок" стал самой массовой модификацией "Бостона", как у нас обычно продолжали называть все машины этого семейства, в советских ВВС.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

Поставка самолетов серии G-20 и более поздних нормализовало ситуацию с оборонительным вооружением. Теперь оно считалось вполне адекватным. Немудрено - турелей, подобных "мартиновской", у нас не делали. Один из A-20G-20 проходил испытания в НИИ ВВС в октябре 1943 года и заслужил высокую оценку.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

В Советском Союзе "Бостоны" успешно прослужили до самого конца войны. Они участвовали во всех крупных операциях завершающего периода - Белорусской, Ясско-Кишиневской, Восточно-Прусской и многих других, воевали в небе Польши, Румынии, Чехословакии, Германии. В августе 1944 года 221-я и 132-я дивизии действовали в Польше. Противник упорно сопротивлялся. Так, при налете на опорный пункт немцев в Дембе под Варшавой 221-я дивизия потеряла 14 бомбардировщиков и 43 человека летного состава. Бомбы с A-20G помогли остановить немецкое контрнаступление в Венгрии: в том, что более половины всех танков было уничтожено авиацией, есть и их существенный вклад. Во время Венской операции одна только 244-я авиадивизия уничтожила 24 танка и бронетранспортера, 13 складов, 8 мостов и переправ, 886 автомашин и большое количество живой силы.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

В апреле 1945 года "Бостоны" появились пол Берлином. 221-я дивизия работала в полосе наступления 8-й армии, в частности, она поддерживала штурм Зееловских высот. 57-й полк летал даже в условиях плохой видимости, когда самолеты других частей стояли на земле. 23 экипажа, невзирая на низкую сплошную облачность, разбомбили артиллерийские и минометные батареи у Гелесдорфа. 22 апреля советские "Бостоны" впервые сбросили бомбы на Берлин. На следующий день звено лейтенанта Гадючко разрушило переправу через Шпрее.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

На 1 мая 1945 года. советские ВВС располагали 935 "Бостонами". Более двух третей из них являлись машинами модификации G. Но значительная часть "Бостонов" перешла в морскую авиацию.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

В Европе наши летчики последний боевой вылет, по-видимому, совершили 13 мая 1945 года., уже после капитуляции Германии: самолеты 449-го полка бомбили части 6-й и 8-й немецких армий в Австрии.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

Антенна.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

Вооружение
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

Носовая стойка.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

Со временем и ее поставят на подставки...?
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

Основная стойка на подставках.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

Резина видимо родная?
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

Мотогондолы двигателей...
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

Воздухозаборник?
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

Хвостовое оперение.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

Общий вид сбоку.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

Wright R-2600-A5B Twin Сyclone ?
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.

Носовая часть самолета.
Музей ВВС Монино 030421 зал 2: Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston.
ЛТХ:
Модификация A-20G-45
Размах крыла, м 18.69
Длина, м 14.63
Высота, м 4.83
Площадь крыла, м2 43.20
Масса, кг
пустого самолета 8029
нормальная взлетная 11794
максимальаня взлетная 13608
Тип двигателя 2 ПД Wright R-2600-A5B Twin Сyclone
Мощность, л.с. 2 х 1600
Максимальная скорость , км/ч 510
Крейсерская скорость , км/ч 390
Перегоночная дальность, км 3380
Практическая дальность, км 1610
Скороподъемность, м/мин 407
Практический потолок, м 7230
Экипаж 3
Вооружение: шесть 12,7-мм пулеметов переднего огня ,
два 12,7-мм пулемета в турели с электроприводом и
один 12,7-мм пулемет для стрельбы через отверстие в днище фюзеляжа;
нормально - 910 кг бомб в бомбоотсеке и столько же на подкрыльевых узлах

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Устюгов. Ни одного промаха и лучшая скорость.Первый в нашем биатлоне.Два золота, ...
Поклонники певицы Максим, которая находится в медикаментозной коме с большим поражением лёгких, попросили её священника соборовать 38-летнюю женщину, сообщают СМИ. Святой отец отказался. Помолиться -- пожалуйста. Соборовать -- нельзя. «Если человек не церковный, в церкви не бывал, ...
Я не употреблял никакого спиртного уже примерно год. И так охуенно себя чувствую (осоебнно это касается ясности и остроты мышления), что и не планирую. С конца мая прошлого года абсолютно точно, но по-моему последнее, что я пил это бокал пива в конце марта прошлого года. А ещё я как-то ...
Вчера принимала пенную ванну перед сном и заметила какую-то пленку на воде... Оказалось - это мои волосы!!! АААА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Фрукты-овощи я ем каждый божий ...