рейтинг блогов

Музей Ханенко. Образы и символы Босха в «Искушении святого Антония»

топ 100 блогов vitaviktoria13.07.2021

«Искушение святого Антония» из мастерской Иеронима Босха, созданное в  1520-е годы — несомненный шедевр музея Ханенко, который недавно вернулся к зрителям после пятилетней тщательной и кропотливой реставрации.

Богдан Ханенко приобрел его на аукционе в Мюнхене в 1911 году и тогда работа считалась оригинальным произведением Иеронима Босха.

Музей Ханенко. Образы и символы Босха в «Искушении святого Антония»

За прошедшую с тех пор сотню лет выяснилось, что это копия знаменитого лиссабонского триптиха с таким же сюжетом, но копия очень хорошая, одна из лучших и была она, вероятно,  создана в мастерской Босха его учениками и коллегами вскоре после после смерти Босха в 1516 году, когда мастерская еще продолжала активно работать. Предполагается, что эта работа кисти тех же мастеров, которые вместе с Босхом трудились и над оригиналами его картин.

Не так давно я уже писала о выставке-проекте «Искушение святого Антония» и истории атрибуции и реставрации киевского триптиха. А сегодня чуть подробнее о сюжете триптиха и символике Босха — не зря его считают одним из самых загадочных художников в истории мировой живописи. 

Все толкования сюжета и символики здесь - из музейного проекта и статьи в Википедии о лиссабонском оригинале триптиха.

Итак, сюжет - сверхъестественные искушения, которым подвергся святой Антоний во время пребывания в египетской пустыне. В эпоху, когда существование Ада и Сатаны воспринималось непреложной реальностью, когда пришествие Антихриста ожидалось с неизменным религиозным напряжением, бестрепетная стойкость святого, глядящего на нас из своей молельни, заполонённой силами зла, должна была ободрять людей и вселять в них надежду.

И конкретно по каждой из створок:

***

На средней (центральной) створке святой Антоний изображен в центре перед разрушенной башней. Ему безразличны толпы богоотступников, мошенников и демонов, заполонивших небо, землю и воды. Святой склоняет колени перед Христом, который является в глубине маленькой часовни рядом с распятием. Поворачиваясь к зрителю Антоний вторит благословляющему жесту Спасителя, чья искупительная жертва дала человечеству надежду на спасение.

Фрагмент центральной панели «Искушение святого Антония»
Фрагмент центральной панели «Искушение святого Антония»

А вокруг вершится черная месса.  Изысканно одетые священники-женщины справляют кощунственную службу, их окружает разношёрстная толпа: вслед за калекой к нечестивому причастию спешит игрок на мандолине в  плаще с кабаньим рылом и совой на голове (сова здесь — символ ереси; по другим сведениям сова — представитель светлых сил, выполняющий функцию Божьего ока, чтобы на страшном суде свидетельствовать против алхимиков).

Из огромного красного плода (указание на фазу алхимического процесса) появляется группа чудовищ во главе с бесом, играющим на арфе — явная пародия на ангельский концерт. Бородатый человек в цилиндре, изображённый на заднем плане, считается чернокнижником, который возглавляет толпу бесов и управляет их действиями. А бес-музыкант оседлал странное подозрительное существо, напоминающее огромную ощипанную птицу, обутую в деревянные башмаки.

***

В левой створке триптиха («Полёт и падение святого Антония») изображен святой, которого братья-монахи ордена святого Антония (антониты) поднимают после падения с неба. В качестве четвёртого человека в этой группе Босх по некоторым предположениям изобразил самого себя. Сюжет трактован в соответствии с текстом «Жития святого Антония» Афанасия Александрийского и с «Золотой легендой».

Левая панель «Полёт и падение святого Антония»
Левая панель «Полёт и падение святого Антония»

В верхней части створки Святой Антоний изображён с молитвенно сложенными руками, знаком неколебимости его веры. Его увлекают на небо тучи крылатых бесов, среди которых — летучая жаба, лиса с хлыстом. Святой не обращает внимания на своих мучителей и не видит, что ему угрожает также водяной, вооружённый рыбой — символом греха.

В пейзаже средней части створки фантастическое соединено с реальным — склон холма оказывается спиной стоящего на четвереньках персонажа, а трава — его плащом. Его зад возвышается над входом в пещеру, которую одни исследователи считают пристанищем святого, а другие — публичным домом.

К двусмысленной пещере направляется группа бесов, явно представляющая собой пародию на религиозное шествие. Во главе её бес в митре и мантии священника, рядом с ним — олень в красном плаще. Традиционно олень является в христианстве символом верности души, здесь же его изображение — намеренное кощунство.

В нижней части под мостом через покрытый льдом ручей бесовская шайка слушает монаха, читающего неразборчивое письмо. К этой группе приближается птица на коньках, несущая в клюве послание с надписью «жирно» — насмешка над священниками, наживающимися на торговле индульгенциями.

***

На правой панели святой преодолевает едва ли не самое тяжелое испытание, постигшее его после падения и исцеления. Вооруженный Библией, или Книгой Псалмов отшельник противостоит " самому мощному дьяволу" - соблазнительнице-женщине.

Фрагмент правой створки «Видения святого Антония».
Фрагмент правой створки «Видения святого Антония».

Демон в образе прекрасной женщины олицетворяет смертный грех сладострастия. Жабоподобное существо, поддерживающее красную завесу - символ похоти. Ведьма-сводница наливает в бокал жабы красный напиток для любовного приворота.

Духовые музыкальные инструменты, а также кувшин с воткнутой ногой - символы разврата. Еда и напитки в этой сцене, так же, как и чудовище с брюхом, пробитым ножом, является эмблемами смертного греха чревоугодия, сопутствующего похоти.

Безучастный к соблазнительным видениям Антоний изображён здесь рыцарем веры, одержавшим победу над силами зла. Эта победа - главная тема правой створки. Антоний отводит взгляд, но в поле его зрения попадают пирующие бесы, которые жестами подзывают отшельника. На заднем плане дивный город дьяволицы — скрытый Ад готов пригласить святого, стоит ему только обернуться в ту сторону.

Библия и Книга Псалмов помогали святому Антонию преодолевать искушения. В его жизнеописаниях говорится, что отшельник знал их наизусть, но Босх для наглядности изображал Антония с книгой в руке.

***

"Босх творил в те времена, когда живопись была максимально близка к религии и философии.  Но его визуальные размышления никогда не выглядели как поучительные проповеди. Они будто специально были придуманы для того, чтобы приобщить зрителя к распутыванию скрытых смыслов и решению символических квестов. Если добавить к этому постоянное балансирование художника между земным и «виртуальным» мирами, черным юмором и легкой иронией, а также на грани социальной сатиры, то получается, что образы Босха, растиражированные теперь интернетом на множество цитат, можно рассматривать как архетипы современного искусства" /Елена Живкова, куратор проекта «Искушение святого Антония»/

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
. Член Генерального совета партии «Единая Россия» и министр культуры Владимир Мединский настоятельно рекомендует закрыть телепередачу «Спокойной ночи, малыши!». Детская телевизионная передача «Спокойной ночи, малыши!» должна быть закрыта. ...
 Женюсь на первой встречной.Первым встречным необходимо отправлять фото мне ...
  У меня , как и у многих, давно возникли вопросы к нашему социальному государству. Например,пенсионеры, чьи расходы на содержание квартир сравнимы с самой пенсией. Почему бы не увеличить им пенсию на эту величину. За счёт налога на роскошь ...
Отличное изобретение. Для сравнения - на Мадагаскаре мух отпугивают раз в пять минут рукой. Беленькие такие. ...
Одесса - она не на пять строчек, это вам не кратенький репортаж в сообществе водопроводчиков из серии "Водонапорная башня в селе Кулаково". Одесса это целый мир, который надо пропустить через себя и выдать, так сказать, окончательный продукт в ...