Музей города и общество

При всей моей любви к старинным вещам, архивам и истории городов, я в этом путешествии не планировала походы в музеи. Это была ознакомительная поездка, поверхностная. Сначала надо было пройти по центрам, заснять максимум возможного, чтобы потом дома сидеть в интернете и изучать города на основе отснятого. Мне это кажется логичным, ибо без основы и не знаешь, с чего начать, на что обратить внимание, и усвоишь ли полученную информацию.

Дальневосточные музеи уникальны тем, что создавались одновременно с самими городами, которые и до сих пор считаются молодыми.
Создать во Владивостоке музей предложил горожанам прибывший сюда в 1873 г. Великий князь Алексей Александрович. И даже оставил для почина часть сувениров, собранных им в кругосветном плавании. Предложение поддержали активные горожане, один из которых обратился к публике через газету «Владивосток»: давайте всем миром создавать музей!
Зачинателями были городской глава, чиновники, военные, купцы, учителя. Тогдашние олигархи всё вкладывали в города, где жили. Были и меценаты.
В 1884 году создали Общество изучения Амурского края. И музей при нем: для ознакомления с краем «посредством собрания коллекций». Таковых в частных руках было немало. Так что кабинет для коллекций, любезно предоставленный мужской прогимназией, достаточно быстро пополнялся. Директором музея был избран учитель прогимназии В.П. Маргаритов.
М.И. Янковский подарил большую, собранную им коллекцию бабочек и насекомых. Ф.К. Гек передал в музей купленные им у аборигенов Севера изделия из кости мамонта. Ф.Ф. Буссе – материалы раскопок с древних городищ и укреплений близ села Никольского. Маргаритов привез из экспедиции в Императорскую гавань коллекцию домашних вещей орочей, подробные описания их быта, записи сказаний.
Первым библиотекарем был сам директор музея В.П. Маргаритов. Фонд библиотеки активно пополнялся за счет пожертвований государственных деятелей, ученых, частных лиц, меценатов.

Ф.Ф. Буссе – первый председатель ОИАК, передал в библиотеку более 400 различных изданий. Значительным пожертвованием было «Собрание главнейших официальных документов по управлению Восточной Сибирью», сделанное бывшим генерал-губернатором Восточной Сибири Д.Г. Анучиным. М.И. Венюков, один из первых исследователей края, выйдя в отставку, передал библиотеке ОИАК 407 томов книг и 47 редких карт.
На собранные пожертвования ОИАК начало строить здание музея в 1888 году, на ул. Прудовой (ныне Петра Великого). На закладке здания присутствовал Великий князь Александр Михайлович, который впоследствии курировал музей (оказывал поддержку) до 1917 года.

А в сентябре 1890 года музей открылся для публики. В нём было несколько залов – для собраний, библиотеки и коллекций. Коллекции распределили по археологическому, этнографическому, минеральному, ботаническому и зоологическому отделам.


Одним из первых посетителей музея стал А.П. Чехов, прибывший во Владивосток по возвращении с острова Сахалин в октябре 1890 года. Здесь он в основном пользовался библиотекой, где прочёл имеющиеся книги и журналы об Амурском крае. 18 октября он работал в архиве музея с подшивками газеты "Владивосток" и делал выписки, которые затем использовал в своей знаменитой книге "Остров Сахалин".


А через полгода, в мае 1891, в музее принимали наследника российского престола Великого Князя Николая Александровича, будущего российского государя. В честь этого события рядом воздвигли арку.
По материалам сайта Общества изучения Амурского края.

Арка Цесаревича сейчас восстановлена на улице Петра Великого. Но по иронии судьбы, она заслонила от взора туристов музейный комплекс.
Я прошла через арку вниз, спускаясь к бухте, и не заметила слева исторические здания музея, на одном из которых была и мемориальная доска, упоминавшая Чехова.
Как не заметила и памятник В.К.Арсеньеву, открытый в сквере там же, за месяц до моего приезда. Знаменитый путешественник и исследователь Дальнего Востока состоял в ОИАК, а музей во Владивостоке теперь назван его именем.


Видимо, это не случайно. И Уссурийск, и Хабаровск, и Владивосток не стали открываться мне по принципу «всё и сразу», оставив глубокое содержание для следующего приезда.
И только третий дом музейного комплекса, угловой, не мог остаться незамеченным, и его я сфотографировала.





|
</> |