Музей авиации Литвы: "Литуаника"


18 июня 1932 проживавшие в США опытные пилоты Стяпонас Дарюс и Стасис Гиренас за 3200 долларов купили самолет Bellanca Pacemaker, на котором Дарюс уже летал в течение трёх лет. Так как самолёт не годился для дальних полётов, требовался новый двигатель, дополнительные топливные баки, измерительные и навигационные приборы — на всё это нужно было ещё 3000 долларов, которых у них не было. В 1932 году весь мир переживал экономический кризис, поэтому спонсора, который бы профинансировал весь перелёт, не нашлось. Для сбора денег был организован специальный фонд, проводились дни авиации, когда пилоты за пожертвования совершали полёты с их участниками, велась агитация в литовской печати. За 1932 год с таких праздников и других мероприятий, а также от спонсоров, фонд перелёта собрал 4200 долларов.

Были изготовлены более длинные крылья с четырьмя топливными баками, установлен новый девятицилиндровый звездообразный двигатель Wright R-975E мощностью 375 л. с. и новый винт, на двигатель установлено кольцо Тауненда, на шасси были установлены обтекатели. Весь самолёт был переобтянут и перекрашен в оранжевый цвет. Был получен новый регистрационный номер — NR-688E.

В начале февраля 1933 года были получены разрешения на перевоз почты через океан по воздуху от почтовых учреждений Литвы и США. 15 апреля журналист литовской газеты «Науенос» А. Вайвада предложил назвать самолёт «Lituanica», нечто вроде «дух Литвы» — это название всем понравилось и было принято. В своём обращении пилоты заявили, что как удачный перелёт, так и возможная катастрофа укрепит «дух сынов Литвы», вдохновляя их на новые подвиги.

Весь маршрут был разделён на три этапа: Нью-Йорк-Ньюфаундленд — 2129,8 км, Атлантический океан — 3513,2 км, Ирландия-Каунас — 1543 км (всего 7186 км). Первые два этапа (полёт над морем) считались более сложными и опасными, третий — более простым. 24 апреля полностью подготовленная к перелёту «Литуаника» была заправлена 3541 л топлива и 145 л масла, что позволяло самолёту прилететь в Каунас с запасом на ещё 800 км полёта. В самолёте не было радио, а пилоты не брали парашюты, так как самолёт и так был перегружен. Дождавшись удачной погоды, 15 июля 1933 года в 6:24 самолёт вылетел из нью-йоркского аэропорта Флойд Беннет. На разбеге сильно перегруженный самолёт дважды чуть не выкатился со взлётной полосы и оторвался от земли только в самом её конце.

Новость о полёте «Литуаники» сразу разошлась по всему миру через телеграфные агентства. Естественно, в тот же день о вылете узнали и в Литве. Вечером 16 июля были зажжены огни на антенне каунасской радиостанции, в воздухе патрулировал самолёт военной авиации, а собравшаяся на аэродроме Алексотас 25-тысячная толпа ждала появления героев. В Каунас самолёт должен был прибыть в районе 2-3 часов ночи. Но ночью 17 июля «Литуаника» так и не появилась, и к утру люди начали расходиться.

Перелетев Атлантический океан, из-за плохих погодных условий перед Ирландией Дарюс и Гиренас повернули на север и через Шотландию и Северное море достигли Германии. При пролёте через городок Берлинген «Литуаника» была освещена прожектором. Позднее, 17 июля в 0:36 по берлинскому времени, самолёт зацепил верхушки деревьев и, сломав несколько из них, разбился у деревни Кухдам в районе Зольдина — теперь это деревня Пшчельник на территории Польши.

В Литву о трагедии сообщили около 11:30 17 июля: недалеко от Зольдина разбился самолёт, который немецкая воздушная полиция признала за «Литуанику». К погибшим пилотам немцы проявили должное уважение: выставили почётный караул, гробы накрыли немецким и литовским флагами, украсили цветами и венками, произнесли прощальные речи, присутствовали военные и правительственные представители.

Спонсорский лист самолета.

19 июля гробы с телами пилотов были вывезены в Штайн, а оттуда — самолётом компании «Дерулюфт» в Каунас. Немецкий самолёт от границы сопровождали 9 литовских самолётов. В 16:10 самолёт с телами Дарюса и Гиренаса, трижды облетев город, приземлился в Каунасе на аэродроме Алексотас. Погибших пилотов встречали около 50 000 человек. Похоронная процессия, сопровождаемая звоном церковных колоколов и воем фабричных сирен, прошла до Архикафедрального собора, куда всю ночь продолжали приходить люди, чтобы проститься с народными героями. В тот же день из Зольдина в Каунас был также привезён мешок с письмами. Все они были помечены в центральном почтамте специальной печатью: «Одолев Атлантику, погибли во славу Литвы».

Литовское правительство решило бальзамировать тела пилотов. На старом каунасском кладбище у проспекта Витаутаса по проекту В. Ландсбергиса-Жямкальниса построен мавзолей (демонтирован в 1958 году), в который 1 ноября 1937 года были перемещены останки пилотов. В 1944 году, под конец Второй мировой войны, с приближением линии фронта к Литве, тела были спрятаны в подвале медицинского факультета каунасского университета, а в 1964 перезахоронены на каунасском военном кладбище. В 1968 на месте захоронения поставлен надгробный памятник, созданный скульптором В. Мачюйкой.

До сих пор нет внятного объяснения, почему, проделав более длинную и трудную часть пути, «Литуаника» разбилась, когда до цели оставалось всего 650 км. Официально было объявлено, что катастрофа произошла из-за грозы или поломки мотора. Однако эксперты установили, что в момент катастрофы двигатель работал (воздушный винт вращался), а топлива было достаточно. Предполагается и ошибка пилотов, хотя это были опытные пилоты.

В ночь катастрофы разразилась сильная, одна из сильнейших за несколько лет, буря. Вероятно, пилоты решили приземлиться и дождаться утра перед завершением полёта в Каунасе. Недалеко от места крушения «Литуаники» были сельские поля — перед посадкой самолёт мог лететь слишком низко, в результате чего и зацепил деревья на краю леса. Много лет спустя В. Кянсгайла изучал эти места на самолёте с воздуха и там, по его словам, по направлению полёта, среди ровного леса возвышается холм, поросший дубами, склон которого всего в 100 м от места катастрофы спускается к полям, к которым и направлялась «Литуаника». Его вариант: пилоты из-за плохих погодных условий сделали вокруг деревни Кухдам несколько кругов, последний из которых закончился трагически. По словам Б. Бакунаса, о попытке приземлиться на полях перед лесом говорит тот факт, что сначала они перелетели поле и тот холм, и только по пути назад зацепили деревья — а значит самолёт шёл со снижением. Когда-то на тренировках (ещё в Литве) С. Дарюс ночью ориентировался на свет костра при попытках сесть в поле: вероятно тут он пытался сориентироваться по свету автомобильных фар — по словам свидетелей, они летели очень низко, когда увидели автомобильные фары. Вскоре после этого и произошла катастрофа. Отсюда, наиболее вероятно, что катастрофа произошла по причине плохой погоды: была буря, гроза и очень слабая видимость.

В советской историографии было принято утверждение, что «Литуаника», пролетая над секретным немецким объектом, была определена как вражеский разведывательный самолёт и сбита «нацистскими милитаристами». Однако следов от пуль на телах пилотов обнаружено не было.

С точки зрения истории мировой авиации полёт С.Дарюса и С.Гиренаса был одним из многих других, к тому же неудачный. В те времена рекорды дальности устанавливались один за другим, и большинство из них ставилось над Атлантикой. Однако, перелёт примечателен тем, что без приземлений они продержались в воздухе 37 часов и 11 минут, пролетев 6411 километров, что было вторым на тот момент результатом для беспосадочного перелёта. Несмотря на плохие погодные условия, отсутствие радиосвязи и автопилота, их полёт отличается весьма высокой точностью.









Компоновка самолета.
5 - маслобак на 28 л.
6 - дополнитетьный маслобак на 80 л.
7 - передний фюзеляжный бак на 830 л.
8 - задний фюзеляжный бак на 700 л.
10 - внешний крыльевой топливный бак на 260 л.
11 - внутренний крыльевой топливный бак на 165 л.

Во время подготовки самолета к перелету. Фото из коллекции музея.

Фюзеляж самолета без обшивка. Весь четырехместный салон занимает топливный бак. Фото из коллекции музея.

Сравнительные летно-технические характеристики оригинального прототипа Bellanca, доработанного самолета Lituanica и полноразмерной реплики 1983 года.

Во время строительства реплики...

Долгое время в мире полёт «Литуаники» не был достаточно широко известен. Однако, он имел очень большое значение для самой Литвы: перелёт как символ достижений, доступных в единении литовского народа, символ единства эмигрировавших в тяжёлые времена литовцев с теми, кто остался на родине. Подвиг пилотов, их трагическая смерть, стал источником вдохновения для множества поэтов, писателей, художников, скульпторов и композиторов.

|
</> |