Мутанты Припяти

Все знают, что произошло в Припяти. Катастрофа на Чернобыльской АЭС познакомила человечество с радиацией.
В середине двадцатого века люди штурмовали новые рубежи. Пока одни рвались в космос, другие обратили всю мощь интеллекта на покорение атома.

То, что казалось невозможным ещё сто лет назад, стало реальностью. На протяжении долгого времени атом был прерогативой военных. Цивилизация работает таким образом, что любая новая технология сперва попадает в армию. Потом её ставят на мирные рельсы.

Там, где раньше процветала наука, остались брошенные дома и горы заражённого мусора.

Наступил апрель 1986-го года. С каждым днём те трагичные события всё дальше от нас, но их следы расходятся по пространству и времени, как волны от брошенного камня.
Что такое радиация? Говоря простым языком, это поток заряженных частиц, исходящий от атома. Но почему это происходит и какое значение имеет для нас?
Эта история начинается очень, очень давно. Отмотаем время вспять.
На островах Средиземного моря возникает цивилизация эллинов. Человек тех времён уже не отличается от современного, и задаётся глобальным вопросом: «Почему?». Так родилась философия.

До какого предела можно делить вещество? Греки пришли к выводу, что рано или поздно даже самый упорный естествоиспытатель достигнет некой границы. Ею будут фрагменты материи, не поддающиеся изменениям. Философы назвали их «ἄτομος» — неделимые.

Химики эпохи Просвещения сделали тот же вывод. В какой-то момент вещества переставали отвечать на воздействия, сохраняя прежний вид. Казалось, что старая мечта о золоте из свинца так и останется неисполненной.
А потом грянул XIX век. Философским камнем стала ядерная физика. Простые молекулы, состоящие из одинаковых атомов, оказались глиной в руках учёных.
Только вот руки подозрительно покрывались волдырями.

Эта система находится в равновесии. Она оказалась до того наглядной, что до сих пор именно её преподают в школах.

Электроны — это не шарики, вращающиеся вокруг ядра. Чтобы по-настоящему понять, что это такое, нужно потратить много лет в профильном ВУЗе.
В ядре находятся жирные субатомные частицы: протоны и нейтроны. Они имеют массу. Протоны заряжены положительно, нейтроны, как можно догадаться, нейтральны.
Электроны, безмассовые частицы с зарядом -1, болтаются на орбиталях. Орбиталь — не траектория, а область, где можно обнаружить электрон.

На пальцах это можно сравнить со случайной телепортацией в пределах загона. Любая система тянется к покою. Электроны занимают орбитали по порядку, и «всплывают» во внешние слои атома, если глубокие уже заняты.
Среди атомов есть переростки. Они кое-как сохраняют единство, но готовы при малейшей провокации развалиться на части.

Так начинается цепная реакция.
Если она быстро захватит весь кусок урана, то над землёй взойдёт атомное солнце. Со всеми вытекающими последствиями вроде испарённых городов. С другой стороны, распад может быть медленным.
По факту, АЭС отличается от ядерной бомбы только скоростью горения урана.
Что будет, если живой организм встретится с радиацией? Это происходит непрерывно. В нормальных условиях есть определённый радиационный фон. Его формирует Солнце, космические излучения и геомагнитные процессы. Даже телефон, с которого вы читаете эту статью, немного фонит электромагнитным излучением.

Поток заряженных частиц врезается в клетку. Как называется атом, получивший заряд? Правильно, ион. Ионы — деятельные товарищи. Они влезают в тонкую биохимию клетки. Придавая заряд соседним атомам, они провоцируют окисление.
Что такое окисление? Это, по факту, процесс горения. Основой нашей жизни является окисление глюкозы.

Цикл Кребса — бич студентов второго курса медицинских вузов. Потом будущие доктора встречаются с орнитиновым циклом, и понимают, насколько были неправы.
Закон Мёрфи гласит: «То, что может произойти, рано или поздно случится». Его логичное следствие в том, что у любой сложной системы есть слабые звенья.
Где тонко — там и рвётся. Сложнейшая и наиболее уязвимая часть клетки — генетический материал.

Звенья дезоксирибонуклеиновой кислоты уязвимы в период её деления. Именно тогда из одной ДНК делаются две. Репликация нуклеиновых кислот и воспроизводство клеток — основа любого роста.
Здесь мы возвращаемся к нашим мутантам. Если заряженные частицы ударят в ДНК, то в ней возникнут ошибки. Искажённый код — это неправильный белок и всевозможные уродства.

Со времён катастрофы на ЧАЭС он собирает коллекцию мутантов. Видеть её — сомнительное удовольствие. Глядя на иссушенные трупы, покалеченные радиацией, даже обладатель самой крепкой психики осознаёт хрупкость своей жизни.Следующие материалы будут не слишком приятным зрелищем. Если вы не готовы к такому, прекратите чтение прямо сейчас, закройте статью и навсегда забудьте о ней.





Эмбриогенез — сложнейший процесс, когда из двух клеток формируется целый организм. Животные более примитивны, чем человек, и намного выносливее.
К их сожалению.

Позвоночник раздваивается у крестца. Брюшную полость выстилает мохнатая шкура. Петли кишечника вытолкнуло вниз.


Множественные аномалии черепа. Нижняя челюсть развилась только наполовину. Левая глазница перетекает на висок. Правый глаз висит на нервном пучке. Что-то, пробужденное из глубины ДНК, попыталось сделать глазной стебелёк как у рака.
Следующий экспонат в чернобыльском бестиарии бросает вызов воображению.

Левая задняя нога заканчивается когтистыми пальцами. Существо не умерло после рождения. Оно жило какое-то время и, судя по всему, пыталось бегать на двух ногах.
Сколько мутантов не попало к профессору? Каких чудовищ местные жители предпочли по-тихому захоронить в укромной лесополосе? В конце концов, мы видим лишь малую часть общей картины.
Трагедия Чернобыля — трагедия тех, кто его пережил. Радиация калечила всех, но самый тяжёлый удар получили дети. Никого из них уже нет в живых.



Любая технология сложнее лома чревата катастрофами. В Чернобыле наш вид столкнулся с физическими процессами, которые не просто враждебны. Они отрицают жизнь на самом фундаментальном уровне.
Видимые мутации — лишь верхушка айсберга. Медицина в какой-то мере отменяет естественный отбор. Расстройства метаболизма. Онкологические заболевания. Отсталость в развитии. Всё это будет преследовать нас ещё не одну сотню лет, прежде чем битые гены окажутся вымыты из популяции.
За каждое благо приходится платить. ХХ век показал, что иногда цена прогресса бывает очень высокой.
За каждое благо приходится платить. ХХ век показал, что иногда цена прогресса бывает очень высокой.
Все материалы взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Источники:
- McCall, Chris (April 2016). "Chernobyl disaster 30 years on: lessons not learned". The Lancet. 387 (10029): 1707–1708. doi:10.1016/s0140-6736(16)30304-x. ISSN 0140-6736. PMID 27116266. S2CID 39494685.
- International Atomic Energy Agency, Chernobyl's Legacy: Health, Environmental and Socio-Economic Impacts and Recommendations to the Governments of Belarus, the Russian Federation and Ukraine, The Chernobyl Forum: 2003–2005.
- https://chernobyladventure.com/blog-nauchnye-bazy
|
</> |