Musée de l'Homme

В музее почему-то было огромное количество детей. При том, что экспозиция достаточно сложная, да и тема не самая «детская». Я ещё понимаю «сходить посмотреть на динозавров» — но что тут делают дети, да ещё и в таком количестве? Мне при этом музей понравился. Как обычно, несколько запомнившихся экспонатов.
Совершенно неожиданный предмет. Маска на живот. Для мальчиков. Описывается церемония инициации, во время которой пацанам внушают важность происходящего в женском животе.

Череп Декарта. Само по себе его присутствие в витрине музея уже прекрасно. Но история черепа ещё лучше. В 1650 году Декарт умер в Швеции (в изгнании), там же его и похоронили. В 1667 году останки Декарта решили перевезти во Францию. Выкопали гроб, привезли, перезахоронили. В 1793 году гроб снова выкопали, потому что собирались перенести останки в Пантеон. С Пантеоном не сложилось, Декарта опять собираются захоронить, заменив гроб красивой урной. Старый гроб открыли — а головы там нет. В 1821 году на каком-то аукционе появляется лот «череп Декарта» — вроде как его украл занимавшийся похоронами шведский офицер. Череп покупают, он ещё несколько раз меняет хозяев, каждый хозяин считает своим долгом отметиться на черепе (текст на черепе — это стихи и подписи разных владельцев), и в конце концов череп попадает в музей.
Википедия дополняет историю остальных костей Декарта. В тот момент, когда перекладывали останки из гроба в урну, костей осталось не так уж много. Французская Википедия перечисляет всё, что осталось, уточняя, что труху выкинули, а сохранившиеся кости переложили в урну. Все, кроме одной, которую занимавшийся перезахоронением чиновник оставил себе. Чтобы сделать кольца себе и друзьям.
По поводу же аутентичности музейного черепа, Википедия говорит, что на нашей планете есть ещё 5 черепов Декарта. И какой из них настоящий, непонятно. Как по мне, не то, чтобы это было так уж важно.

Карта мира с разными языками. Во всех смыслах этого слова — тянешь за резиновый язык (ковид ковидом, но эту стенку, к счастью, не закрыли, просто поставили спиртовый гель рядом) и слушай выбранный тобой язык. После экзотических языков все предсказуемо дёргали за французский — мы предсказуемо дёрнули за русский.


Прикладная френология. Аппарат для измерения черепов не живых людей, а уже сделанных по их подобию бюстов. Насколько я понимаю, из этнографических экспедиций привозили слепки с живых людей, а в Париже уже создавали каталог разнообразия нашего вида.

Отдельный зал с «шедеврами музея». Спасибо за него кураторам музея. В отличие от знакомой всем Моны Лизы, шедевры Музея Человека не так просто узнаются рядовым посетителем :-) Я узнал только один из них — Венеру Леспюгскую (слева, 29 000 лет). Справа — другая Венера. Знаменита тем, что это было первое найденное изображение доисторического человека (её нашли в 1864 году, тогда как Леспюгскую — в 1922).


А вот эта косточка (16 000 лет) была первым вещественным доказательством сосуществования человека и исчезнувших доисторических животных. Это мамонтовая кость, на которой изображён мамонт.


Копьеметалка (propulseur) с горными козлами (17 000 лет). Непонятно, насколько это копьеметалка «первая» в чём бы то ни было, но козлы получились очень красиво. Справа — иллюстрация, как примерно этим пользовались.


Это — наглядное свидетельство одомашнивания кошки. Захоронение (Кипр, 7000-7500 лет до нашей эры), в которое поместили и человека, и (видимо, его) кошку. Попавшая в кадр мышь была подписана «Франция, 21 век» :-)

|
</> |