Мураками в неожиданном амплуа и Остин Клеон – для тех, кому противна самореклама
funthinkers — 09.07.2014 Сегодня Лена lu_ka расскажет вам о той книге, которую я давно хотела прочитать, а я – о новой книге Остина Клеона.
Харуки Мураками, "О чем я говорю, когда говорю о
беге"
Мураками – это о немного вымышленном мире, где
существуют иные реальности, где люди проваливаются в свои мысли,
где важны переживания о прошлом и где предметы живут своей
жизнью. Мураками хорош для трепетных барышень чуть за 20.
Или для спокойных каникул, когда одиночество требует себе в
компанию соответствующих книг.
Начитавшись в свое время его книг, я знаю, что хорошо различаю оттенки грусти и нежелания что-то делать. А ещё – что меня частенько раздражают излишне бодрые призывы все понять и изменить свою жизнь. Меня не вдохновляют истории девушек, которые однажды заново увидели себя в зеркале и перешли на смузи и четыре силовые тренировки в неделю. Эти истории никогда не станут моими.
Но потом стало происходить странное – раз за разом близкие
мне люди стали рассказывать, как они прочитали эту книгу. Все это
были люди, далекие от спорта, от внезапных озарений и резких
перемен в жизни. Они читали эту книгу и рекомендовали мне. Просто
как книгу. Уверяя, что я обязательно пойму человека, который
рассказал эту историю.
И да, я очень хотела начать бегать. Искала свою вдохновляющую
историю.
В своей книге Мураками не рассказывает о том, что бегать здорово. Не говорит о пользе для здоровья. Вообще ни к чему не призывает.
Это личная история о том, как и почему он начал бегать, с чем столкнуться, как стал с этим всем жить. Что поменялось с возрастом.
Да, это рассказ о том, как человек дошел – добежал – до марафона. Но больше это рассказ о достоинстве, о том, как быть собой, как не завидовать и не обманываться. Делать то, что ты можешь, и не сравнивать себя с другими.
"Боль неизбежна. Страдание – личный выбор каждого" – эти известные всем марафонцам слова впервые звучат не устрашающе. Да, марафон – это сложно. Да, это часто больно. Но есть боль, которая учит. есть боль, через которую важно пройти. Это такое огромное удовольствие от человеческой позиции, такое ощущение близости, понятности, узнавания! Я была бы рада рассказать такую историю лет в 60. Историю о том, как много лет назад я заинтересовалась чем-то, что стало неотъемлемой частью моей жизни. Что я нашла ещё одну возможность определить себя.
Ну а пока мне не 60, я просто начала бегать. Когда могу. По сколько могу. С надеждой на будущее, а главное – с удовольствием.
Книга на Озоне.
***
Остин Клеон, "Покажи свою работу! 10 способов сделать так, чтобы тебя заметили"
Почему мне сразу понравилась эта книга?
Причина первая – кому еще противна самореклама?
Потому что в ней автор отвечает на важный и для меня вопрос: «Как сделать так, чтобы меня заметили? Как найти свою аудиторию?» И ещё потому что эта книга – путеводитель по новому образу действий «для тех, кому противна сама мысль о саморекламе».
Причина вторая – гении всегда одиноки и делают все сами?
Среди множества разрушительных мифов о творчестве самый опасный – миф об одиноком гении.
«Такой персонаж обладает сверхчеловеческими способностями, появляется из ниоткуда в нужный момент, на него ничего не влияет, он ничего не копирует, он напрямую связан с Богом или музой. Когда к нему приходит вдохновение, оно поражает его, словно молния. В голове у него как бы включается лампочка. Остаток времени он проводит, закрывшись в своей мастерской, где превращает идею в законченный шедевр. Потом он представляет идею в законченный шедевр».
А можно творить по-другому. Вместе. Формируя среду для проявления таланта. В книге есть для этого термин «коллективный гений». «Хорошие произведения не создаются в изоляции, а творчество всегда является в определенном смысле совместной деятельностью, результатом объединения нескольких умов».
Причина третья – любитель от слова «любить»
Остин сравнивает любителей и профессионалов, и тут я понимаю, что в русском языке слово «любитель» напрямую связывается у меня со словом «любить». А описание любителей? «Любители не боятся совершать ошибки или нелепо выглядеть на публике. Они любят то, чем занимаются, поэтому делают то, что другие считают смешным или просто глупым. Любители знают: лучше сделать хоть что-нибудь, чем не сделать ничего». Это ж просто песня!
Как же здорово оставаться любителем в своих делах: сохранять любительский настрой, быть готовым к переменам, использовать любые средства, чтобы поделиться с миром своими идеями. Ну и, конечно, любить то, что делаешь!
Причина четвертая – что важнее: процесс или результат?
Мы привыкли думать целями. Ставить их. Достигать.
И очень часто забываем о процессе. Об этом очень хорошо написал Иван Пирог в статье про иррационалов: вот работаете вы год, чтобы машину купить, покупаете – и сколько радуетесь ей? Неделю? Максимум две? Вкалывать 365 дней, чтобы порадоваться 7?
Вот и Остин нам пишет о том же: наслаждайтесь процессом. И делитесь, делитесь, делитесь разными эпизодами и историями о процессе.
Как это делать? «Фиксация и запись сослужат вам хорошую службу – вы начнете более четко представлять то, чем занимаетесь, и почувствуете, чем занимаетесь, и почувствуете, что делаете успехи. А когда вы решите ими поделиться, у вас уже будет рабочий материал, из которого можно будет выбрать».
Причина пятая – не думать глобально!
Иногда от грандиозности собственных проектов и от открывающихся перспектив кружит голову. Начинаешь мечтать, а потом думать о том объеме работ, который предстоит сделать… И становится страшно! Что нам советует автор?
«Не думайте о десятилетиях, годах и месяцах труда. Сосредоточьтесь на днях».
Фух! Сразу дышать стало легче!
А потом: «например, многие из идей, описанных в этой книге, были сначала твитами, которые стали постами в блоге, а затем – главами в книге. Малые формы могут со времем стать большими».
Причина шестая – как рассказывать истории?
«Личные истории могут превратить сложное в доступное, вызвать знакомые ассоциации и превратить равнодушие зрителя в живой интерес».
Остин рассказывает о сюжетном цикле Дэна Хармона, о пирамиде Густава Фрейтага – как звучит, а? Сразу можно начать писать истории. Вот на этих страницах стоит остановиться поподробнее, изучить внимательно, начать практиковаться.
Я буду читать эту книгу снова и возвращаться к ней.
А вы хотите узнать ещё о том, что делать с вампирами, как «прикуривать» один проект от другого, как обращаться с троллями?
Тогда читайте вторую книгу Остина Клеона. Можно сразу после первой.
Кстати, на сайте издательства можно прочитать одну главу из книги.
А ещё приглашаю поиграть в слова с цитатами из этой книги.
Книга «Кради как художник» на Озоне.
***
И мы очень-очень рады вашим отзывам. Всегда.